Подготовка пальцев рук к игре на гитаре: лучшие упражнения

Подготовительные упражнения для гитары необходимы как начинающим музыкантам, так и профессионалам. Тренировки помогут координировать движения пальцев во время игры на инструменте. Ежедневными упражнениями можно отработать различные приемы техники исполнения.

Простая тренировка для новичков

Для начинающих гитаристов важно подготовить пальцы для игры на сложном инструменте. Перед тренировкой следует размять кисти рук, пальцы.  Можно помассажировать руки, растянуть пальцы, раздвигая их, как можно дальше друг от друга. Потом переходят к упражнениям на гитаре.

Разминка перед занятиями

Чтобы добиться координации движений при игре на многоголосном инструменте, развить скорость, нужна пальцам гимнастика. Каждое упражнение в разминке направляют на развитие нужных элементов игры.

Координация движений рук Растяжка пальцев
Под ритм метронома стучать по столу правой рукой, а левой – чертить круги на бумаге. Сжимать и разжимать кулаки в быстром темпе.

 

Дотрагиваться до большого пальца остальными, задействуя сразу обе руки. Руки вытягиваем вперед, вывернув пальцы, собранные в замок.
Сгибать палец в центральной костяшке так, чтобы остальные оставались в исходном положении. Крутить на кончиках пальцев шарик.
Делать «восьмерку», положив указательный палец правой руки на большой – левой. Потом меняют местами. Растягивать расстояние между пальцами, соединяя их по два.

Время, затраченное на разминку, поможет быстрее овладеть различными приемами игры на гитаре.

Развиваем чувство ритма

Для того чтобы отточить ритм игры, в упражнениях для гитары следует использовать метроном. Задают прибору определенный ритм, начиная с медленного темпа в 40 ВРМ. Ударяют по струнам, стараясь попасть в сигнал метронома.

Успешная тренировка продолжается ускорением темпа. Играть следует не только на одной струне. Лучше задействовать все, отбивая ритм боем.

От простого к сложному

Тренировке пальцев рук на гитаре уделяют особое внимание. Тут надо соблюдать последовательность, добиваясь четкости исполнения:

  1. В ход идут четыре пальца левой руки. После зажатия верхней струны первого лада указательным пальцем извлекают звук. Следующим движением ставят средний на второй лад – опять звучание. И дальше по порядку. Цепочку замкнет мизинец на четвертом ладу. Повторяют действия несколько раз. Потом начинают ставить пальцы со второго лада. И так доходят на грифе до 12 лада.>

    Затем двигаются с 12 лада вниз до первого, начиная работать с мизинца. Все пальцы не прижимают. После работы с 6 струной переходят на пятую, повторяя предыдущую комбинацию. Так доходят до первой струны. На правой руке будут действовать два пальца, указательный со средним.

  2. На каждой струне отыгрывают по 4 ноты, передвигаясь потом выше на один лад. Начинают с верхней, спускаясь вниз. На каждой отыгрывают по 4 лада. Потом поднимаются по струнам вверх в обратном порядке. Оказавшись в начале пути, ставят указательный перст на второй лад, проделывая упражнения аналогичным образом.
  3. Движение змейкой предполагает игру на двух струнах, а не на одной. Начинают занятие с шестой и пятой, зажав их на первом ладу. Отыгрывают 4 ноты, каждая вторая извлекается на нижней струне. Так постепенно поднимаются до 12 лада. Затем идут в обратном направлении. Потом задействуют 5 и 4 струны. Проходят так змейкой до конца. http://youtu.be/KX-wxHCt1Qk
  4. Движения пауком предполагает начинать с шестой струны первого лада. Играть надо на двух струнах, двигаясь от верхней к нижней. Зажимая эти струны, двигаемся вверх к 12 ладу. http://youtu.be/bJ_QQiAOdmA
  5. В этом упражнении начинают с шестой струны, первого лада. Отыгрывают по 2 ноты, спускаясь вниз. Пальцы левой руки ставят на второй лад, играя в обратном направлении.
  6. Прием легато обыгрывается тремя пальцами: указательным, безымянным, мизинцем, которые стоят на разных ладах. Они могут как восходить, так и нисходить. Игра идет 3-мя нотами. Прием нужен для развития координации движений, скорости исполнения. http://youtu.be/nVmSWGL40_8
  7. Гитарный перебор, или арпеджио, предполагает игру поочередно тремя нотами, ми, си, соль. Затем идет обыгрывание четырех нот. Сначала играют на пустых струнах. Затем идет зажатие ладов, по три сразу. Здесь звуки извлекаются поочередно, а не аккордами.

Все упражнения отрабатываются до полной беглости. Нужно идти от простых к более сложным.

Гитарные упражнения для развития пальцев рук

Упражнение «1 – 2 – 3 – 4»

Упражнение играется четырьмя пальцами левой руки, поэтому и называется «1-2-3-4».
Начинать нужно с верхней — шестой струны.
Зажимаем ее указательным пальцем на первом ладу и извлекаем звук, затем не убирая его, кладем на второй лад той же струны средний палец — извлекаем звук, оставляем также его на месте, далее зажимаем струну на третьем ладу безымянным пальцем— извлекаем звук, и замыкает цепочку мизинец — на 4 ладу.

После этого снимаем все пальцы и повторяем действия, но уже со второго лада (все той же шестой струны), и так каждый раз сдвигаясь на один лад поднимаясь вверх по грифу до 12 лада.

Пальцы должны быть прижатыми, в будущем это поспособствует эффективной игре на высоком темпе.

Дойдя до 12 лада, движемся в обратном направлении до первого лада. Первым будет уже мизинец, а замыкать — указательный. Оставлять прижатыми пальцы теперь не нужно. Не сложно догадаться почему…

Упражнение «Змея 1 – 2 – 3 – 4»

Играть нужно также по четыре ноты, только теперь на двух струнах, а не на одной.

Начиная с шестой струны первого лада, мы играем по четыре ноты (последовательность пальцев все та же — pima), при этом каждый второй звук должен лежать на нижней струне.

Начиная играть с первого лада, обыгрываем шестую и пятую струны и каждые 4 ноты сдвигаем указательный палец вверх на один лад. И так до 12-лада. Затем движемся обратно: пятая-шестая-пятая-шестая струны (послед. пальцев: amip), от 12 лада к первому.

Вернувшись к первому ладу шестой струны, соскакиваем на пятую и идем по следующей паре струн (5-я и 4-я), также до 12 лада и обратно.

Следующая пара струн будет- четвертая и третья, после третья и вторая, а в заключении 2-я и 1-я струны.

Правая рука играет все тем же чередованием пальцев: указательный-средний-указательный-средний. Отличие от первого упражнения и второго в том, что тут у каждого пальца будет своя струна, а не одна и та же.

Упражнение «6×1 – 2 – 3 – 4»

Это упражнение отличается от первого лишь тем, что его нужно играть по 4 ноты на каждой струне, а только потом сдвигаться на лад выше.

И так, проиграв на 6-ой струне первые 4 лада (очередность пальцев: указательный, средний, безымянный, мизинец ), спускаемся на пятую и также проходим 1,2, 3, 4 лады, затем спускаемся на 3 струну — проигрываем 4 лада — спускаемcя на 2-ю струну — проигрываем 4 лада — переходим на 1 струну — проходим 4 лада:

После чего движемся в обратном порядке, но сдвигаемся вверх на один лад (это должен быть пятый). Последовательность пальцев уже должна идти в обратном порядке. Вернувшись обратным ходом на шестую струну, но уже указательный палец будет на 2 ладу.

Переходим на следующий лад вверх по грифу (третий лад) и проигрываем по 4 ноты на каждой струне -> оказавшись снова на первой вновь сдвигаемся вверх на один лад и поднимаемcя к 6-струне. Так, по степенно мы продвигаемямcя по грифу вверх…

Думаю, что дальше объяснять не стоит. Структура упражнения должна быть уже ясна.

В общем, проходим таким «макаром» до 12 лада первой струны.

Упражнение «1 – 3 – 2 – 4»

Это упражнение рук для гитары – немного измененная версия первого предыдущего. Разница в том, что если там вы шли от первого лада к четвертому, то в данном случае они слегка перемешаны. Сначала вы играете первый, потом через него, потом второй, и также – через него. Как и в предыдущем задании, в процессе вы переходите от одной струны к другой, а потом, когда сыграете все шесть, возвращаетесь назад снизу-вверх. Выглядит это так:

Конечно, сыграть такой рисунок сложнее, чем предыдущие, однако если освоить его – то ваша координация заметно повысится, а вместе с этим вы лучше сможете контролировать гриф и свои пальцы на нем.

Упражнение «Паук 1 – 3 – 2 – 4»

При обыгрывании, общая картина движения левой руки выглядит так же, как и в упражнении выше. Играем сначала с шестой опускаясь до первой струны, только здесь извлекаем по 2-е ноты на каждой струне (очередность пальцев: указательный -> безымянный — средний -> мизинец).

Обыгрываем первые 4 лада — по 2 на каждой струне:

Оказавшись на 1-ой струне, делаем отступ мизинцем на лад выше и поднимаемся снова к шестой (обратный порядок пальцев: мизинец -> средний — безымянный -> указательный) . Обыгрываем также 4 лада, но не касаясь 1-го.

Будучи на шестой струне, делаем следующий отступ вверх на один лад. Затем идем вниз к первой…и т.д. до 12 лада…

Упражнение «1 – 4 – 3 – 2»

Еще одна модификация второго упражнения. На этот раз вы условно идете задом-наперед – сначала играете первый лад, потом четвертый и после этого третий и второй. После того, как они сыграны на одной струне – переходите на следующую, и как только дойдете до первой – возвращайтесь задом-наперед. Выглядит это таким образом:

Это упражнение попроще предыдущего, однако также потребует определенной координации. По-прежнему попытайтесь сыграть его сначала медленно, и потом постепенно увеличивать темп.

Упражнение «3 – 4 – 1 – 2»

Еще один вариант упражнения «1 – 2 – 3 – 4». На этот раз вы играете, начиная третьим ладом, и заканчивая вторым. По-прежнему требуется пройти по всем струнам, не совершая ошибок и не вылетая из метронома. Выглядит это так:


Упражнение «3 – 4 и 1 – 2»

Это небольшой вариант предыдущего упражнения. Разница состоит в том, что возвращаясь назад с первой струны до шестой вы продолжаете играть все также, как играли до этого, а не задом-наперед. Это позволит немного расширить вашу координацию, благодаря чему вы также получите больше контроля над грифом во время игры. Упражнение выглядит следующим образом:


Упражнение «1 – 2 – 3 – 4 со смещением»

А вот это уже очень серьезное задание, в котором вы, скорее всего, поначалу будете путаться. В этом нет ничего страшного – это нормально, поскольку рисунок несколько ломает голову. Суть заключается в том, что вы проигрываете стандартный рисунок «1 – 2 – 3 – 4», при этом постепенно опускаясь вниз по струнам. Например, вы играете на четвертой струне первые четыре лада. Потом вы проигрываете первый на третьей струне, и остальные на четвертой. Потом первый и второй на третьей, остальные на четвертой – и так далее. Выглядит оно таким образом:

Упражнение действительно очень сложное, и требует хорошей координации и мышечной памяти. Тем не менее, оно обязательно рано или поздно покорится вам – нужно только играть под метроном и тщательно следить за своими движениями.

Упражнение «1 – 2 – 3»

Это упражнение отрабатывает «вальсовый ритм», который можно часто встретить при игре красивыми переборами. Его суть заключается в том, чтобы сыграть три ноты в один удар метронома. Рисунок при этом должен быть такой – «раз-два-три-раз-два-три» и так далее. Это упражнение также называется отработкой триолей, или триольной пульсацией. Выглядит оно таким образом:


Упражнение «1 – 3 – 4»

Чтобы быстрее понять структуру и освоить это упражнение, давайте вспомним упражнения-2, которое проигрывается так: 1-2-3-4 , начиная с 6 струны и двигаясь к первой. Так вот, все что нам нужно, это убрать из игры цифру “2” и соответственно средний палец. И так мы получим такую структуру упражнения : 1-2-3* 6, проигрываемое 3-мя пальцами: указательный- безымянный — мизинец. Играя методом легато.

Обыгрываем поочередно на шестой струне лады 1-3-4 (пальцы: указательный, безымянный, мизинец), на 3 ноты — одно касание струны пальцем правой руки. Сначала указательным пальцем извлекаем звук обычным способом, затем на этом звуке резко ставим безымянный палец на 3-й лад (это будет восходящее легато), а после таким же способом играем мизинцем на 4 ладу. Переходим на следующую струну и так на всех шести, до первой…

Тут уже все в обратном порядке. Сдвигаемся на лад выше и мизинцем извлекаем обычным способом первую струну на 5-м ладу и сразу же сдергиваем слегка его вниз. Это будет нисходящее легато.

(Так как мы играем методом легато, то все пальцы предварительно уже должны стоять на своих ладах, иначе звука просто не будет).
Затем безымянный палец сдергиваем вниз с 4 лада, и также повторяем указательным на 2-м ладу.

Обыграв 3 ноты на первой струне, переходим вверх на следующую струну и до самой верхней. На шестой струне снова поднимаемся на 1 лад и играем сверху-вниз… И так до 12 лада.

Практика импровизации с приемом баррэ

Если пальцы натренированы успешно, можно переходить к умению импровизировать. Уже при выполнении упражнений выбирают те аккорды, которые полюбились и легко даются.

Следует перед игрой разогреть пальцы, повторить упражнения «Змейка», «Паук». Важным этапом в упражнениях будет тренировка в умении зажимать аккорды и ставить баррэ. Аккорды выполняют последовательно, потом начинают менять ноты, прислушиваясь к звучанию.

Прием баррэ  самый сложный, но без него не расширить репертуара игры на гитаре. Принцип овладения приемом состоит в том, чтобы зажимать все струны на одном ладу и ударять боем. Звук получается чистый, недребезжащий. Если этого нет, то надо тренироваться ежедневно.

Начинают учиться приему с малого баррэ. Зажимать можно не все струны, а 3 или 4. Потом переходят к следующей части упражнений – большому баррэ. Добиться чистоты звука нужно постоянными занятиями с инструментом. Потом можно перейти к исполнению композиций на гитаре. Так прием баррэ используют в песне Би-2 «Компромисс».

Важно при взятии аккордов, чтобы нажатие на струны было сильным, тогда будет положительный результат. Указательному пальцу отводится главная роль в игре. Он должен располагаться вертикально, поближе к ладу, а не на нем.

Отработка аккордов идет постепенно, с перерывами. Только тогда достигнут чистоты исполнения.

Советы по занятиям с гитарой

Добиться хороших результатов в игре на инструменте можно только постоянной и упорной работой. Главное для новичков:

  • начинать с легких упражнений;
  • использовать метроном с заданным ритмом;
  • заниматься на гитаре ежедневно;
  • повторять старое, переходя постепенно к новому.

Не стоит торопиться, спешить. Тогда от занятий будет толк, если упражняться, добиваясь чистоты звучания.

Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: