Педали для гитары: виды, типы, как выбрать

Педаль для гитары – это прибор для обработки звука музыкальных электроинструментов. Некоторые педали меняют звук полностью, другие только добавляют объема, звук становится более «глубоким». Какие-то модели предназначены только для студии из-за больших размеров, а какие-то удобно даже перевозить с собой на концертах. Педали нужны каждому музыканту, заинтересованному в уникальности звука и выражении собственного стиля.

Как и для чего появились педали для гитары

Педаль для гитары («примочка») — цифровой или аналоговый прибор, изменяющий звук музыкального инструмента на выходе различными способами. Устройство предназначено для усовершенствования, обработки или изменения звука гитары.

Впервые педали появились в 60-х годах 20-го века. Джими Хендрикс, известный в то время гитарист, впервые попробовал изменить звук электрогитары с помощью перегруза выходного звука через усилитель. Это явление по сей день называется Fuzz.

Джими Хендрикс

На основе такого искажения звука начали появляться разные гитарные приспособления, добавляющие звуку искажение, перегруз, ревербацию и различные мелодичные экспрессии.

В структуре формирования звучания гитары педали – самый важный элемент. В своей оригинальной форме педаль имеет вид электросхемы в металлическом корпусе, которая лежит на полу и включается ногой гитариста. Отсюда появилось сленговое название педали – stompbox (от англ. stopm – топать, box – коробка). После включения педаль изменяет тон гитары в зависимости от набора функций.

Усилитель с гитарой – это основа звучания, педаль отвечает за изменение характеристик исходящего сигнала. Звук можно изменить минимально по некоторым критериям, а можно с помощью педали изменить саунд до неузнаваемости.

Для новичков рекомендуется собирать педалборд из проверенных, недорогих, и простых в управлении педалей. Это поможет научиться обращаться со звуком. Далее можно переходить к усложненным схемам

Процессор эффектов и для чего он нужен в игре

Процессор эффектов — это цифровой прибор, позволяющий воспроизводить звук различных усилителей, причем как реальных, так и придуманных.

В гитарном процессоре много вариантов настройки звука, но т.к усилитель не встроен в сам процессор, потребуется подключение к усилителю и аудиосистеме (или компьютеру).

Гитарные процессоры часто используются музыкантами на концертах. В домашних условиях также возможно использовать педали, но надо понимать, что процессор выстраивает динамику игры и корректирует ошибки при звукоизвлечении, поэтому с ним игра кажется проще. Многие музыканты не справлялись с игрой при «честном» усилителе, хотя прекрасно справлялись с процессорами. Поэтому рекомендуется не использовать процессор на этапе развития техники. С самого начала обучения использовать усилители нужно только в том случае, если любимый стиль музыки невозможен в исполнении без звуковых эффектов. Использовать процессор лучше отдельно для исполнения композиций, отрабатывать технику рекомендуется «на живую».

Какой процессор выбрать

Digitech RP55 – самый простой и доступный по цене процессор, но с хорошим функционалом. Имеет 11 моделей усилителей и все базовые эффекты. Одновременно можно использовать до 8 эффектов, также имеется встроенная драм-машина для игры под электронные барабаны.

Digitech Element – более продвинутый функционал, 12 моделей усилителей, 31 эффект. Много возможностей для сохранения и создания новых звуков.

Гитарный кабель

Чтобы подключить гитару к процессору и прочему оборудованию необходим кабель для гитары. Обычно кабель идет в наборе с гитарой при покупке, но новички даже не задумываются, как качество кабеля влияет на игру и звук. Кабель из комплекта обычно способен только проверить работоспособность гитары. Поэтому для качественного звучания рекомендуется выбрать следующие кабели (они недорогие, но отличаются хорошим качеством): PlanetWaves, MRCable, VOX.

Исполнение гитарных эффектов

Эффекты могут проигрываться по одной из нижеперечисленных схем:

  • Независимые или однофункциональные педали (педали эффектов);
  • Гитарные процессоры;
  • Рэковые или стоечные процессоры;
  • Встроенные в усилитель эффекты

Педали эффектов

Ранее упомянутые переключатели «stompbox» являются самым распространенным типом эффектов. Достоинством таких эффектов, помимо простого управления с помощью нажатия ногой, является модульность, что позволяет совмещать различные эффекты в любой последовательности вне зависимости от производителя.

Почти все виды напольных переключателей заряжаются от девяти-вольтовых батареек или блока питания, который преобразует бытовой ток электросети в постоянный

Миф!

От некоторых пользователей можно услышать, что при питании от батареек эффект лучше по звучанию. Это неправда. Правда лишь в том, что пользование блоками питания при частом использовании эффектов экономит деньги.

Виды гитарных процессоров

Напольные процессоры

Благодаря многофункциональности напольных модулей можно объединять в одну сборку несколько эффектов. Так же можно воспроизводить эффекты как по отдельности, так и включать заранее настроенные сборки.  В любом напольном процессоре имеется набор базовых функций: дисторшн, задержка, компрессия, хорус, реверберация. Некоторые модули включают в себя усложненные средства, позволяющие подключать автоаккомпанимент.

Но самым глобальным плюсом напольных процессоров является удобство: не нужно тратить время на разворачивание эффектов на сцене, поскольку все можно объединить в одну сборку, также нет необходимости подключать и отключать кабели, все эффекты получают питание от одного источника напряжения. Помимо этого, можно создавать собственные пресеты – комбинации эффектов, и переключать их, что более удобно, нежели работать с несколькими напольными переключателями.

Рэковые процессоры эффектов

Говоря о рэковом устройстве, речь должна пойти о специальной стойке для монтирования, позволяющей совмещать в стойке разные эффекты и управлять ими с помощью педалей. Электроника обычно находится за кулисами или в самой глубине сцены.  С гитаристом находится только устройство, напоминающее одну или несколько небольших педалей, монтирующих и электронику и эффекты.

Рэковые процессоры обладают огромными возможностями обеспечения качества звука, в отличии от аналогов в модульном или индивидуальном воспроизведении.

Встроенные в усилитель эффекты

Когда-то встроенные эффекты представляли собой только ревербератор и трель. Но к сегодняшнему дню редко можно встретить усилитель без определенного количества встроенных эффектов. В некоторых усилителях имеются практически все эффекты, включая дисторшн, модуляцию звука, задержку, компрессию и др. Некоторые разработчики берут на себя только базовые – модуляцию и эмуляцию. За компрессию и дисторшн отвечает уже исполнитель. Встроенные эффекты могут иметь прекрасное звучание, но привязать исполнителя к усилителю. Так что если эффекты не играют большой роли, то за них можно и не переплачивать, приобретая усилитель.

Нужно отметить, что термин «дисторшн» можно использовать только для обозначения определенного гитарного эффекта, речь не идет о тех случаях, когда его можно применить при описании разницы между фуззом и овердрайвом. Т.е говорить нужно не «у овердрайва меньше дисторшн, чем у фузза», а «у овердрайва меньше уровень искажения». Поэтому при употреблении этого понятия сначала выделите, о чем хотите сказать: об использовании эффекта дисторшн или об искажении уровня сигнала.

Кстати, преднамеренное искажение – это один из признаков рок-музыки. Невозможно представить звучание Smoke on The Water без искажений перед куплетом. Ноты не меняются, но композиция уже не будет такой энергичной.

Группы гитарных эффектов

Гитарное производство развивается уже много лет, за это время было создано большое количество эффектов, удовлетворяющих все запросы музыкантов и соответствующих нужному жанру.

По принципу искажения эффекты делятся на следующие группы:

  1. Гейновые
    Часто используются в рок-музыке, потому что отличаются суровостью и работают с максимальным пределом громкости.
  2. Динамические гейновые
    Эти обрабатывают звук и откликаются на уровень громкости.
  3. Гейты
    Управляют сигналом, не снижая диапазон звука. Так называемые «шумодавы».
  4. Тоновые
    Действуют на частоты и изменяют тональность.
  5. Модулирующие
    Придают экспрессию и украшают звучание.
  6. Эмулирующие
    Используются для создания эмуляции с такими эффектами, как: эхо, задержка, акустика.

Гейновые эффекты

  • Дисторшн (от англ. «Distortion» — искажение)
    Эффект особенно популярен среди рок-музыкантов. Образуется за счет перегруза выходного сигнала. Звуковые волны обрезаются и получается более резких звук. Характеризуется суровостью звучания и представляет собой напольную педаль с ручками увеличения перегруза и настройками частот и громкости.
  • Овердрайв (от англ. «Overdrive» — перегруз)
    Применяется для сольных партий в классическом роке и блюзе. Примочка ограничивает амплитуду звука, поэтому звук напоминает акустику и звучит теплее, чем дисторшн.
  • Фузз (от англ «fuzz» — туманный)
    Очень сильное искажение. По звуку напоминает рев и часто использовалось в музыке    60-х. если использовать дисторшн и выкрутить ручку перегруза до предела и настроить тон – получится имитация фузза.

Примочки для формирования гейновых эффектов

К таким примочкам относятся компрессоры, обрабатывающие звук в зависимости от громкости. Примочка компенсирует разницу между громкими и тихими элементами звука так, что тихие ноты звучат громче, а громкие не меняются. Поэтом в звуке нет провалов. Такие компрессоры используют для игры на ритм-гитаре чтобы усиливать аккорды.

Педали гейты

Эти педали взаимодействуют с уровнем сигнала. Они автоматически опускают сигнал, который тише установленного порога. К тому же педали гейты защищают от лишнего шума.

Педалью громкости для гитары управляется громкость звучания. Если отклонить педаль громкости вперед, то громкость увеличится, а если назад — уменьшится. Используя педаль с другими эффектами, можно добиться интересного и оригинального звучания. С педалью можно заглушить гитару, чтобы усилить вокал.

Популярные бренды

Поскольку разные гитарные примочки характеризуются разными наборами характеристик и включающих в себя функций, для новичков существует особый рекомендуемый список производителей педалей. Это обосновано разницей в цене, потому что некоторые компании делают очень дорогие педали, такие траты могут быть необоснованы. Еще одно отличие – удобство в использовании. Бренды, целевая аудитория которых – это музыканты с большим опытом, специализируются на уникальных эффектах, полагая, что опыт позволит приспособиться к замысловатому принципу работы инструмента.

Следующий список представляет компании с доступными устройствами и качественным звучанием.

Boss

Эта японская компания является одной из первых создателей педалей на рынке. В 1977 компания разработала модель «Distortion OD-1» и с тех пор выпустила еще много эффектов. У компании высокие требования к звуку, при этом они находят баланс качества и доступной стоимости.

TC Electronic

Датская компания отличается богатым ассортиментом гитарных эффектов в стильных и изящных корпусах. Самые известные среди них — тюнеры Polytune и дилеи Flashback. Эти педали доступны по приемлемым ценам и удовлетворят многие прихоти в звучании.

Какие педали покупать

При выборе педали полагайтесь на желаемый результат, потребности и цели. Для рока выбирайте Овердрайв, а далее дополняйте эффекты для создания индивидуального педалборда. Если тянет на шугейз и эмбиент – обратите внимание на дилею и ревербу. Каждая примочка самостоятельно подбирает комбинации по творческим нуждам.

Подключение педалей

Каждое изменение в классической очередности подключения повлияет на звук, поэтому необходимо учитывать все тонкости.  Для начала сориентируйтесь на одну из существующих схем расстановки. Не существует единого правила, только устоявшиеся принципы в организации цепи сигналов. К экспериментам переходите только с опытом и пониманием особенностей звучания каждой примочки.

Итак, можно выстроить цепь следующим образом:

Электрогитара >> тюнер >> звуковысотные фильтры >> компрессор >> тоновые эффекты >> модуляция >> педаль громкости >> временные эффекты >> усилитель.

Схема подключения педалей

Такая схема сохранит уровень сигнала и поможет избежать непредвиденных искажений. В некоторых педалбордах эффекты подключаются в самом конце, как и тюнер. Можно разместить звуковысотные фильтры до компрессора, это позволит сохранить динамику и чистое звучание, можно поставить его и после дисторшна. Понятия как «правильно» нет, вариативность компоновки зависит от характеристик педалей и фантазии гитариста. Когда определили собственный порядок можно приступать к коммутации:

Подключить кабель к педали, после другим кабелем соединить педаль с усилителем.

При использовании более чем одной педали создайте цепь. Помните, что коммутация длинными кабелями ослабляет сигнал. Короткая цепь обеспечит поток сигнала от гитары к усилителю с наименьшими потерями.

Примочки подключаются и до, и после предусилителя, но всегда до конечного усилителя.
Далее работа зависит от усилителя: некоторые оборудованы так называемой «петлей эффектов» или разъемами Send и Return для подключения педалей, которые рекомендуется не включать в инструментальный вход для чистого звучания.

Далее петля делится на 2 типа: последовательная и параллельная.

  • При последовательном разрыве сигнал, при выходе из предусилителя, поступает на цепь эффектов и далее в усилитель мощности. В таком разрыве включен ряд модуляционных эффектов, таких как: дилэй, реверб, фэйзер и прочие.
  • При параллельном разрыве исходный сигнал разделяется на два: один поступает в цепь эффектов, а исходный — на вход встроенного в усилитель микшера.

Важно!

Баланс уже обработанного и сухого звука изменяется с помощью регулятора на усилителе. Если в педалборде несколько модуляционных эффектов, то наличие петли обязательно.

Как подключить педали к усилителю

  • В первую очередь нужно обесточить всю аппаратуру. Иначе создастся короткое замыкание, что приведет к порче музыкального оборудования.
  • Гитару необходимо подключить к входному разъему. Инструмент и педаль соединяются с помощью кабеля. Главное – не перепутать полярность.
  • При помощи комплектного кабеля подключите педаль к комбику.
  • После включения усилителя установите нужный уровень работы.
  • Активируйте педаль при помощи кнопки, опустив все уровни эффекта до нуля.
  • Теперь можно приступать к тестированию оборудования.

Очень важно при этом проверить и отрегулировать (понизить/повысить) встроенные эффекты.

Обратите внимание!

Педаль должны быть подключена к питанию во время игры на гитаре. После игры – обязательно вынуть все шнуры подзарядки. В противном случае ток негативно повлияет способность держать заряд аккумуляторной батареи.

Модели для эффектов модулирования

Модулирующие эффекты полностью изменяют звучание. С их помощью можно добиться уникального, авторского звука. Самые популярные педалей эффектов — это тремоло, фленжер и хорус.

Не путайте тремоло и вибрато. Вибрато равномерно изменяет высоту тона нот, а тремоло равномерно изменяет громкость звука, делая его прерывающимся.

Важно!

Хорус способен имитировать игру нескольких гитар в одно время. Так, играя партию на одной гитаре, можно добиться такого исполнения сразу несколькими инструментами.

Фленжер немного схож с хорусом и используется при перегрузе, также способен имитировать металлический шум с небольшой задержкой.

Как выбрать педаль для гитары

Для начала нужно понять, какой вид примочки подходит по схематическому набору. Примочки, использовавшиеся до 80-х годов, были аналоговыми и изменяли сигнал напрямую. Все, что использовалось позже уже имело цифровую обработку.

Истинные ценители выберут аналоговый звук, т.к. на выходе он более чистый. Но во многом выбор ограничен стилем музыкальных композиций.

Для электрогитары

Нужно изучить каждый способ искажения звучания. Узнайте, какие звуковые оттенки дают педали. Можно услышать звучание даже не покупая педаль. Существуют специальные приложения на Android и iOS-системах, когда после обработки через программу можно услышать виртуальное звучание, похожее на нужный эффект.

На заметку!

Существует специальное программное обеспечение для компьютера, позволяющее подключить электрогитару к звуковой карте компьютера.

Для бас-гитары

Для баса можно использовать примочки, аналогичные с примочками для электрогитары. Для бас-гитары педаль отличается диапазоном рабочих частот.

Примочки делятся на:

  • динамические (Overdrive, Fuzz, Distortion);
  • синтезаторы;
  • модуляторы (Chorus, Reverb).

Примочки особенно распространены в музыкальных направлениях, где бас-гитара солирует. Это делает звучание более интересным и многогранным.

Для переключения разных способов обработки используется селектор. Он же используется для направления входного и выходного сигнала.

Педаль своими руками

Для этого нужно как минимум уметь читать электронные схемы и паять. Педалью управляют при помощи ног, поэтому важно сделать ее надежной и крепкой.

Инструкция:

  1. Для начала необходимо найти схему примочки. Выбирать слишком сложный шаблон не стоит, ограничьтесь минимальным количеством компонентов.
  2. Составьте список названий необходимых компонентов и приобретите их в любом радио-магазине.
  3. Пронумеруйте соединения в схеме, чтобы не упустить шаги при сборке.
  4. Соедините все электронные компоненты с помощью проводков на макетной плате. Протестируйте ее.
  5. Если схема работает, перенесите ее на фольгированный текстолит с развязкой соединений.
  6. Снова протестируйте полученную схему.
  7. Сконструируйте корпус педали и поместите в него плату, выведите органы управления на переднюю панель.
  8. Соедините примочку с гитарой и усилителем с помощью двух кабелей.

Важно!

Концы кабелей должны быть изолированы, иначе это приведет к короткому замыканию.

Наглядно можно ознакомиться с процессом сборки педали по ссылке YouTube:

Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: