Содержание
- 1 Особенности настройки 12-струнной гитары
- 2 Полезная информация перед настройкой
- 3 Строй 12-струнной гитары и отличие от 6-струнной
- 4 Алгоритм действий при настройке
- 5 Техника игры
- 6 Особенности и сложности перебора
- 7 Метод боя
- 8 Игра медиатором
- 9 Советы при обучении
- 10 Рекомендации по игре на 12-струнной гитаре
Если посмотреть на 12-струнную гитару с технической точки зрения, то она немногим отличается от классической шестиструнной. Точно так же она используется музыкантами для исполнения акустических композиций. Многие берутся за неё после освоения шестиструнной, и это тяжёлый, но очень увлекательный опыт.
60-е годы 20-го века стали временем экспериментов со звуком. Легендарный Джимми Хендрикс впервые использовал перегруз усилителя своей электрогитары, и так родился известный всем дисторшн. А исполнитель рок-н-ролла Бадди Холли стал первым, кто при записи своих песен использовал наложение звука.
Тогда и появилась первая гитара, оснащённая 12 струнами. Во многом этот инструмент популяризировал Джо Насс, первым исполнив на ней свои соло. В России таким первооткрывателем стал Юрий Шевчук из группы «ДДТ».
Особенности настройки 12-струнной гитары
Главные особенности игры на 12-струнной гитаре:
- сдвоенность струн;
- широкий и толстый гриф;
- расстояние между струнами.
12-струнная гитара — инструмент, состоящий из шести парных струн. Как раз эта спаренность струн и создаёт основную сложность при освоении. Чтобы их зажать и извлечь чистые ноты, нужно приложить немалые усилия. Гриф широкий и толстый, держать его тоже нужно правильно – от этого зависит качество игры.
Струны расположены далеко друг от друга, по этой причине гитарист должен уметь растягивать кисть, особенно беря баррэ-аккорды. Поначалу пальцы не буду слушаться, зажимать по две струны будет настоящим испытанием, но терпение с усердием позже помогут вам сполна оценить объемное и яркое звучание.
При игре на таком инструменте от гитариста требуется высокая точность движений, потому первое время руки будут сильно уставать. Звук у этой гитары тише, чем у шестиструнное, но он объёмен и мелодичен. На ней гитаристы как исполняют соло-партии, так и аккомпанируют себе при исполнении песен.
Полезная информация перед настройкой
Ключевые моменты:
- лучше использовать приспособления для настройки;
- при смене струн не снимать их сразу.
Новичку будет трудно самостоятельно настроить инструмент на слух, что может даже дойти до порчи гитары. Поэтому лучше настраивать 12-струнную гитару с помощью тюнера и специальных программ, работающих аналогично.
Если вы решили поменять струны на новые, не снимайте их все сразу. Когда на гриф резко перестанет действовать привычная нагрузка, он может накрениться или может повредиться сама дека. Так или иначе это приведёт к повреждению гитары.
Натянуть сначала нужно первую и шестую струну, а потом все остальные. Настраивать шестую струну следует самой последней, потому что она имеет самое большое натяжение. Для начала настройте ее на тон ниже, а после растяжения уже доведите её до нужной ноты.
Особенность грифа 12-сутрнной гитары заключается в том, что он способен выдержать натяжение всех двенадцати струн. И тем не менее необходимо соблюдать крайнюю внимательность при натягивании дополнительных – нагрузка на инструмент увеличивается в два раза. При правильных и неторопливых действиях никакое дребезжание не грозит.
Строй 12-струнной гитары и отличие от 6-струнной
Настройка основных струн ничем не отличается от строя шестиструнной гитары. Проблемы начинаются с дополнительными струнами. Потребуется специальное оборудование или идеальный музыкальный слух. Две первых пары должны звучать в унисон, остальные выстраиваются так, что одна из струн звучит ниже другой на октаву. В этом секрет 12-струнной гитары, когда создаётся впечатление, будто одновременно играет несколько гитар.
Алгоритм действий при настройке
12-струнная гитара настраивается так же, как и 6-струнная, но не без своих нюансов. Алгоритм настройки достаточно прост:
- При необходимости можно сменить струны. Аккуратно снять старые поочередно и натянуть новые, следя за тем, чтобы не перенапрячь гриф.
- Первую струну нужно сразу натянуть так, чтобы звучала нота «ми» первой октавы. Добиться этого можно с помощью тюнера, камертона или собственного слуха.
- Дальше следует настройка на ноту «ми» шестой— главной струны.
- Затем задаётся стандартный строй всем остальным.
- Далее нужно приступить к дополнительным струнам. Первые две должны звучать в унисон с главными, а остальные — на октаву ниже.
- Пусть гитара немного постоит — за это время струны растянутся.
- В конце лучше проверить настройку и подтянуть струны, где понадобится.
При правильной и аккуратной настройке инструмент и струны прослужат очень долго.
Техника игры
Настроив инструмент, можно приступать непосредственно к игре. Чтобы понять гитару, научитесь исполнять мелодии на открытых аккордах. В этом случае вы будете уже на полпути к цели. Техника почти не отличается от игры на шестиструнной гитаре.
Особенности и сложности перебора
Во время игры на 12-струнной гитаре большая нагрузка приходится на левую руку, вследствие чего та очень устаёт. Дело в непривычной форме грифе и большом расстоянии между струнами. В частности, много проблем новичку доставляет баррэ. Однако в остальных аспектах техника игры на 12-струнной гитаре особенно не отличается от обычной.
Перебор — это один из способов игры на гитаре. В отличие от гитарного боя, при переборе используется щипковая техника — и струны звучат по отдельности. Для акустических романсов, фольклорных песен и красивых баллад этот способ звукоизвлечения подходит идеально. В случае игры на 12-струнной гитаре щипок осуществляется посредством захвата парных струн, что требует привыкания.
Существует много видов переборов, каждый из которых зависит от композиции и её длительности:
- «шестёрка»;
- «четвёрка»;
- «восьмёрка»;
- вальсовые переборы.
Самые простые виды, исполняющиеся с помощью небольшого количество струн или их пар В стандартной «четверке» задействована басовая струна и три нижние. Сначала большим пальцем дергается одна из басовых, затем — третья, вторая и первая по очереди. Принцип других видов перебора заключаются в изменения последовательности нижних струн. Так, например, в одном случае после баса следует защипнуть третью, затем первую, а потом вторую. Или ещё другая последовательность — третья-вторая-третья.
Принцип «шестерки» похож на предыдущий, но с добавлением ещё двух нот. После баса поочередное звучание третьей, второй, первой, второй, третьей пары.
Метод боя
Гитарный бой — простой и распространённый метод игры на любой гитаре. Он состоит из последовательных ударов правой рукой по струнам вверх или вниз. На 12-струнной гитаре музыкант захватывает все струны инструмента для получения необычного и объемного звука.
Сколько ритмических рисунков, столько и видов гитарного боя. Основные виды:
- шестерка;
- восьмерка;
- четверка;
- блатной штрих;
- вальсовый бой.
Часто при таком способе звукоизвлечения гитарист глушит струны ребром ладони, чтобы достичь четкого и законченного звука. С технической точки зрения глушение расставляет акценты и помогает музыканту ориентироваться в ритмическом рисунке.
Игра медиатором
Игра медиатором — основной навык, которым должен овладеть любой гитарист. С помощью медиатора можно добиться более звонкового, насыщенного и громкого звучания. В случае с 12-струнной гитарой, её звук становится еще мощнее, чем при игре пальцами и кистью.
Медиатор (плектр) — это небольшая пластинка, используемая для игры боем и защипывания струн. Гитарист зажимает ее между пальцами правой руки и бьет ею по струнам. Вместо трех или четырех пальцев, используется один плектр, поэтому музыканту следует развить скорость и координацию. Этот способ звукоизвлечения требует отдельной практики для чёткости и точности.
Исполнение мелодий медиатором технически отличается от игры кистью или пальцами. Движение должно осуществляться не от плеча, а от кисти, с небольшой амплитудой.
Советы при обучении
Заниматься следует каждый день. Регулярная практика способствует развитию пальцев, увеличивает способность играть синхронно. Также развивают чувство ритма и музыкальный слух.
Упражнение «1-2-3-4»
Название упражнения говорит само за себя. Оно предполагает извлечение звуков из одной пар струн на четырех ладах.
Указательным пальцем нужно зажать две первые струны на первом ладу и дёрнуть. Средний палец поставить на второй лад и извлечь звук. После – мизинец на четвертом ладу поднимается на позицию вверх.
И так вплоть до 12 лада и обратно. Упражнять нужно до тех пор, пока ноты не начнут звучать четко и громко.
Упражнение «1-3-2-4»
Это упражнение является немного изменённой версией предыдущего. Разница в том, что задействуются струны сначала на первом ладу, затем на третьем, втором и четвертом. Если освоить это упражнение на всех струнах, поочередно зажимая пары следующих струн, то координация движений значительно улучшится.
Упражнение «1-4-3-2»
В этом упражнении последовательность нот в обратном порядке. Сначала играете первый лад, затем четвертый, третий и второй. Снова же поднимайтесь по другим парам струн, оттачивая координацию и четкое звукоизвлечение.
На практике можно тренироваться не только на этих упражнениях, но и других им подобных. Также можно попытаться играть в последовательности, придуманной самостоятельно. Кроме того, уроки игры на 12-струнной гитаре без проблем можно найти в интернете.
Рекомендации по игре на 12-струнной гитаре
Важнейший элемент обучения игре на любом инструменте – умение слушать мелодию. Чувствовать композицию, её высоту, темп и громкость. Это очень полезно и важно при исполнении песен.
Все упражнения играйте, начиная с медленного темпа – такого, чтобы все ноты звучали чисто и громко. Скорость игры наработается с опытом и практикой, не нужно спешить. Терпение и стремление к совершенствованию непременно дадут свои плоды вкупе с постоянной практикой.