Гитарный строй: описание и особенности, примеры

Для шестиструнный гитары принято, как правило, использовать классический «испанский строй». Существуют и другие варианты настройки, которые используются в конкретных музыкальных произведениях и жанрах для большего удобства.

Для создания строя применяется принцип записи аккордов. Каждой ноте соответствуют латинская буква, регистр которой также имеет значение, – он означает верхнюю и нижнюю октаву. Расположение запоминать проще с первой струны (то есть самой тонкой).

Основные обозначения

  • E — нота «ми», открытая первая струна;
  • B — нота «си», открытая вторая;
  • G — нота «соль», третья струна;
  • F — нота «фа» используется при открытом строе;
  • D — нота «ре», четвёртая струна;
  • A — нота «ля», пятая струна;
  • E — нота «ми» верхней октавы последняя;
  • C — нота «до» применяется в drop стиле;
  • # — «диез», символ означает повышение ноты на один полутон.

Строчные буквы – обозначение малой октавы, а заглавные – большой.

Основные типы строев

Стандартный строй

К стандартным относится не только классический испанский строй, но и другие, составленные по тому же принципу. Каждая струна звучит в кварту (интервал в два с половиной тона) к другой, кроме четвертой и пятой, настроенных в уменьшенную квинту (интервал в три с половиной тона).

Со стандартного стоя начинают все гитаристы, это база, с которой проще учиться играть гаммы. К тому же большая часть классических произведений написана в этом строе.

Струна Нота Октава
1 e первая
2 b малая
3 g малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

К стандартному виду относятся все варианты, разработанные EBGDAE. Новичкам рекомендуется начинать именно с него.

Пониженный строй

Похож на классический вариант. Разница в том, что шестая нота настраивается на основе 5 квинты и 4 в октаву.  В этом случае строй должен звучать на тон или больше ниже, чем стандартный. Такие строи используют, чтобы с большим удобством добиваться низкого и тяжёлого звучания, например, в металле.

Струна Нота Октава
1 d первая
2 b малая
3 g малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

Строй Drop D

Базовая разновидность пониженного строя, основанная на понижении тона только шестой струны. Играется по схеме: DADGBE. Часто можно встретить в рок-музыке.

Струна Нота Октава
1 e’ первая
2 b малая
3 g малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

Строй Drop С

Настраивается путём понижения тональности. Схема: CGCFAD. Популярен у металл-исполнителей.

Струна Нота Октава
1 d’ первая
2 a малая
3 f малая
4 c малая
5 G большая
6 C большая

Двойной Drop D

Удобный для игры перебором строй, схожий с Drop D. Первая струна настраивается в октаву шестой. Отличается понижением на тон («ми» на «ре»).

Струна Нота Октава
1 d’ первая
2 b малая
3 g малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

DAGDAD

Популярный в фольклорной музыке строй. Так как струны не содержат терцию, он удобен для модальной музыки. С таким строем удобно исполнять гитарные партии для скрипки и волынки. Схема: DAGDAD.

Струна Нота Октава
1 d’ первая
2 a малая
3 g малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

Струны для пониженного строя

Если планируется понизить струны больше, чем на один тон, то будет неплохой идеей сменить струны на более толстые. То есть при работе с пониженными строями можно вычленить единый вывод: струны должны быть проще тех, что используются при стандартном строе.

Однако, важно не переборщить.

Суть кроется в натяжении. При понижении строя оно уменьшается, поэтому необходимо подобрать струны такой толщины, которая сможет обеспечить достаточное натяжение.

Выбирая струны, нужно обращать внимание на следующие факторы:

  • длина мензуры гитары – толщина струн зависит от её длины, поскольку, чем длиннее мензура, тем больше натяжение струн;
  • само по себе натяжение струн – чем толще, тем более объёмный и мощный звук, но менее насыщенный обертон (следствие низкой амплитуды колебания струн);
  • третья струна – в обычных комплектах она без обмотки, а в комплектах толстых струн – наоборот; с оплёткой струна в пониженных строях звучит объёмнее и богаче.

Использование толстых струн при игре на инструменте со стандартной мензурой может привести к сложностям: нехватке возможностей регулировки мензуры на бридже; толстые струны могут расточить канавки под струны на верхнем порожке, либо же они могут не влезть туда и тогда придётся расточить колок вручную, из-за чего появятся проблемы при переходе обратно на тонкие струны.

Также играть с толстыми струнами будет несколько неудобно людям с маленькими руками.

Открытые строи гитары

Открытый строй – это настройка всех струн не по интервалам, а по нотам какого-либо аккорда. Позволяют удобно играть аккорды с зажатием. Они основаны на чистом звучании, распространены в народной музыке и часто применяются при игре слайдом – металлическим или стеклянным цилиндром, который надевают на палец левой руки. Им двигают вдоль струн в качестве “передвижного” лада.

Струна Нота Октава
1 d первая
2 a малая
3 f# малая
4 d малая
5 A большая
6 D большая

Open D

Настраивается на открытых струнах «ре мажор». Схема: DADF♯ AD.

Open G

Звучит как «соль мажор». Схема: DGDGBD. В основном используется в шансоне.

Open C

В этом строе получается аккорд «до». Построение: CGCGCE.

Повышенные строи

Повышенные строи отличаются повышением тона на несколько полутонов.

  1. Квартовый вариант.  Основан на повышении звучания на 5 полутонов. Схема: EADGCF. Этот вид повышенного строя популярен в джазовой музыке. Его плюс – неизменность аппликатуры аккорда при сдвиге, но играть при помощи полновесных аккордов затруднительно, очень подойдут сжатые варианты.
  2. Квинтовая вариация. Отличается тем, что настройку производят на 7 полутонов выше. Оптимальной считается схема: CGDAEB. Настраивается с ноты «си».

Важно! Повышенные строи считаются опасными для струн и инструмента.

Безопасное повышение строя каподастром

Каподастр — это специальный зажим, который устанавливается на грифе. С его помощью можно добиться повышения тональности.

Внимание! Слишком частое использование того же каподастра изнашивает инструмент.

Что следует знать при смене строя на гитаре

При выборе строя следует учитывать особенности гитары. Толщина струн влияет на звучание и воспроизведение нот. Так, для пониженных строев лучше всего подойдут струны большей толщины. Изделия 10-46 смогут выдержать достаточное натяжение.

После смены настроек важно обратить внимание на положение анкерного болта. Неправильный изгиб грифа приведет к некачественному звучанию и порчи механизмов. Этот параметр следует подкорректировать в случае отклонения от стандартного значения.

Чтобы настроить гитару, потребуются дополнительные приспособления. Камертон представляет собой приспособление, воспроизводящее идеальное звучание нот. Струны настраивают с помощью этого звука, подгоняя звучание так, чтобы оно был в унисон с камертоном.

Разновидности камертона:

  1. Механическое устройство, напоминающее вилку. Звучать он может в тихом и громком режиме. В первом случае приспособление подносят к уху, а во втором — прикасаются к гитаре. Звук относится к ноте «ля». Первую струну нужно зажать на 5 ладу, звучание должно совпадать, то есть также соответствовать ноте «ля». Остальные ноты настраивают относительно эталона (первой струны). Надежное и эффективное устройство.
  2. Духовой камертон. Имеет 6 разных отверстий и настраивают каждую ноту по отдельности. Эталонное звучание можно услышать, если дунуть в каждое отверстие, оно будет относиться к открытым струнам. Прибор, к сожалению, не отличается долговечностью и имеет погрешность.
  3. Электронное приспособление позволяет извлекать звуки различной сложности, что значительно облегчает настройку гитары с его помощью.

Бас-гитара

Гитара басового диапазона используется в качестве аккомпанемента совместно с другими инструментами. В качестве солирующего инструмента она применяется редко. Бас-гитара обычно имеет 4 или 5 струн. Бывают и другие варианты.  Она звучит на октаву ниже стандартного строя. Конструкция отличается увеличенными размерами и мензурой. Схема классического строя бас-гитары: EADG. Настраивать нужно с первой струны.

Другое построение:

  • DADG — все настроено по стандарту, кроме 4 струны;
  • CGCF — 4 нота понижается на 2 тона, а остальные на один;
  • DGCF — все струны необходимо опустить на 1 тон;
  • HEADG — эталонный вариант для классической гитары;
  • ADGCF —основан на понижении 1 тона.

Бас-гитара при правильной настройке придает ритмичность композиции. Музыкант своей игрой способен усилить аккорды классических инструментов. Для создания уникальной гаммы применяют усредненный вариант — баритон-гитару. Система настройки аналогичная. Схема: DGCFAD или ADGCEA.

Строй шестиструнной гитары

Для шестиструнной гитары обычно используется классическая испанская схема. Построение: EBGDAE. Строй можно поменять в зависимости от исполняемой композиции или личных предпочтений музыканта. Нередкость, когда музыканты индивидуально настраивают свои инструменты, добивая уникального, ни с чем не схожего звучания.

Drop популярен в тяжёлой музыке, поскольку идеально для неё подходит. Для перенастройки выбирают тон меньше предыдущего. Понадобятся специальные струны большей толщины, которые выдержат напряжение. Для повышения строя гитару перенастраивают равномерно.

Строй семиструнной гитары

Семиструнная гитара – инструмент смешанного типа. Она хороша в исполнении романсов и народных композиций. Настраивается в целом обычным способом, лишь с некоторыми особенностями. Принцип строя семиструнной гитары заключается в сравнении высоты звучания соседних струн. Начинать следует привычно с первой. Последовательность определяется с ноты «ре» первой октавы.

Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: