Шестиструнная гитара: отличия, как играть

Шестиструнная гитара – наиболее известная и распространённая разновидность гитары. С неё начинают новички, на ней обучают в музыкальных школах. Подарил инструмент такую популярность благодаря простоте освоения и доступности: найти его можно в любом магазине музыкальных инструментов.

Другое название – классическая гитара. Широко применяется как в соло композициях, так и в ансамбле в качестве аккомпанирующего инструмента. Заслуженно славится многообразием художественных характеристик и большим количеством тембров.

Характерные особенности и виды

К характерным особенностям шестиструнной гитары относятся:

  • усиление звука за счет деревянного корпуса;
  • использование нейлоновых, карбоновых или жильных струн;
Важно: использовать металлические струны на классической шестиструнной гитаре крайне нежелательно. Их натяжение слишком велико, из-за чего возможно повреждение грифа
  • широкий гриф, благодаря которому проще прижимать струны, следовательно, извлекать ноты и играть в целом;
  • использование 12 ладов между головкой грифа и корпусом вместо 14;
  • отсутствие дополнительных усилителей.

Играть на шестиструнной гитаре во много раз проще, чем на других щипковых инструментах благодаря вышеперечисленным особенностям.

Виды

Существует несколько разновидностей шестиструнной гитары.

Классическая

Классическая гитара (она же испанская) – самый узнаваемый музыкальный инструмент. Её конструкция подходит только под нейлоновые струны.

На грифе струны располагаются дальше друг от друга, что помогает без большого труда зажимать отдельные ноты или играть по табам. По этой причине классическая гитара хороша для игры перебором.

Звучание у этой разновидности негромкое, мягкое и нежное.

К классике относится обычная акустическая шестиструнная гитара без каких-либо добавлений. Также существует шестиструнная гитара маленьких габаритов, называемая укулеле.

Неклассического типа

Отличается от классики формой корпуса. Рекомендуется ставить на них только металлические струны. Часто при игре на ней используют медиатор.

Электроакустическая

Может иметь любую форму – как классическую, так и нет. К корпусу крепится специальный датчик, позволяющий настраивать звук. Имеет возможность подключения к аудиосистемам, например, колонкам, что превращает гитару в отличный вариант для игры на концертах.

Настраивать электрогитары проще акустических благодаря встроенным в них микшерам.

Художественные особенности

Невозможно оспаривать универсальность, присущую шестиструнной гитаре. Разнообразие жанров, в которых звучание гитары раскрывается чудесным образом, можно сравнить только с классическим фортепиано. Сложно представить себе музыку без этих двух королей музыкальных композиций.

Образ шестиструнной гитарой навлекает в мысли рой ассоциаций: от молодых парней, играющих русский рок во дворе, до виртуозов, творящих с помощью этого инструмента настоящие чудеса. И правда в том, что гитара – доступный каждому инструмент, однако во всей своей красе она раскроется единицам, обладающим терпением, упорством и талантом.

Манера исполнения, жанровая окраска и художественные приёмы игры на гитаре для каждого исполнителя имеют разное значение. Для испанского гитариста это классический инструмент, который можно осваивать всю жизнь и совершенствовать, доводя до предела мастерство и виртуозность исполнения, для цыгана это инструмент, скрашивающий будни кочевой жизни. Для барда – предмет самовыражения и заработка на жизнь, а для дворового мальчишки – способ понравиться девушкам.

Как бы там ни было, гитара шестиструнная обладает особым шармом, который никого не оставит равнодушным.

Строение

Строение шестиструнной гитары довольно простое. Конструкция состоит из:

  • верхней деки;
  • нижней деки;
  • обечаек;
  • грифа.

Перечисленные элементы составляют конструкцию любого вида шестиструнной гитары. Но существуют также и дополнительные комплектующие: датчики, микшеры для электроакустического инструмента и прочие аксессуары.

Верхняя дека

Верхняя дека оказывает основное влияние на звучание инструмента. Это еловая или кедровая доска толщиной 2,5-4 мм, склеенная по продольной линии из двух половин. Чуть выше центра верхней деки располагается круглое отверстие диаметром 8,5 см – розетка.

На более широкой части верхней деки находится прямоугольная пластина длиной 19-20 см и шириной 3 см – подставка-струнодержатель. В её центре есть возвышение с прорезью, куда вставлен нижний порожек, который держит струны приподнятыми над декой и передаёт их колебания корпусу.

Нижняя дека

Нижняя дека, или задняя стенка корпуса гитары, состоит из половин, размерами и контуром сходна с верхней декой. Может изготавливаться из:

  • кипариса;
  • палисандра (самый отзывчивый материал, мгновенно отдающий яркий звук);
  • красного дерева;
  • амарантового дерева и др.

Иногда для достижения полного и мягкого звука нижняя дека делается из скрипичного клёна. Также нижняя дека может быть сделанной из тонких половин одинаковой толщины, быть абсолютно плоской — что характерно палисандру и красному дереву, или слегка выпуклой.

Обечайки

Обечайки — две полосы шириной 9-10 см, соединяющие деки между собой и образующие боковые стенки корпуса. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека

Гриф

Гриф изготавливается из кедра. Его длина 60-70 см, ширина 5-6 см и толщина 2,3 см. С лицевой стороны гриф плоский, с обратной — слегка выпуклый. Он крепится к корпусу гитары в месте соединения обечаек с помощью называемого киля. Плоская часть грифа покрывается накладкой — пластиной толщиной в несколько миллиметров из твёрдого дерева. В накладку врезаются металлические порожки. Расстояния между ладами постепенно увеличивается по мере приближения к верхнему концу грифа.

На верхнем конце грифа находится головка, в которой выпилены 2 продольных отверстия, каждое из них пересекают три колка с винтовым механизмом.

Настройка

Настройка гитары подразумевает изменение звучания струн путём увеличения или уменьшения их натяжения. Существует несколько способов настройки:

  • с помощью тюнера;
  • приложение на телефоне;
  • метод пятого лада.

Тюнер

Самый надежный и, возможно, простой способ – использование тюнера. Это специальное устройство, которое прикрепляется к гитаре таким образом, чтобы оно могло уловить открытый звук струн.

Если дёрнуть струну, устройство определит прозвучавшую ноту. С помощью колок меняется натяжение струны до тех пор, пока тюнер не покажет, что звучит нужная нота.

Приложение на телефоне

Разработана масса приложений для настройки гитары. Их можно назвать «мобильными тюнерами». Принцип работы тот же: телефон подносится к струне, её дергают и приложение определяет извлечённую ноту.

Также во многих приложениях можно выбрать вид строя, отличный от стандартного.

Метод пятого лада

Для использования этого метода необходимо начать с первой струны. Можно найти запись ноты «ми» и настроить струну на слух, так, чтобы запись звучала унисон со струной. После этого нужно зажать вторую струну на пятом ладу. Она должна звучать точно так же, как и первая открытая струна. Третья настраивается путем зажимания четвертого лада – и регулировка до созвучия со второй струной. И так все оставшиеся струны, зажатые на пятом ладу, должны звучать в унисон с открытыми предыдущими.

Следует отметить, что этот метод не очень подходит новичкам, ещё не обладающим слухом. Им лучше воспользоваться тюнером.

Стандартный строй

Гитарный строй – настройка высоты звучания каждой открытой струны. При игре на шестиструнной гитаре повсеместно используется так называемый классический (испанский) строй. Прекрасно подходит для начинающих, поскольку позволяет сыграть подавляющее большинство музыкальных композиций.

Классический строй:

  • 1 – Ми (Е);
  • 2 – Си (В);
  • 3 – Соль (G);
  • 4 – Ре (D);
  • 5 – Ля (А);
  • 6 – Ми (Е).

В скобках указаны названия нот – их обозначения латинскими буквами. Получается, что стандартный вариант звукоряда для шестиструнной гитары выглядит следующим образом: E-B-G-D-A-E.

Не стоит забывать, что счёт струн начинается с самой нижней.

Строи бывают разные. Тот или иной строй имеет свои особенности, раскрывающиеся лучше всего в определённых музыкальных жанрах.

Пониженный строй

Похож на классический вариант. Разница в том, что шестая нота настраивается на основе 5 квинты и 4 в октаву.  В этом случае строй должен звучать на тон или больше ниже, чем стандартный. Такие строи используют, чтобы с большим удобством добиваться низкого и тяжёлого звучания, например, в металле.

Строй Drop D

Базовая разновидность пониженного строя, основанная на понижении тона только шестой струны. Играется по схеме: DADGBE. Часто можно встретить в рок-музыке.

Строй Drop С

Настраивается путём понижения тональности. Схема: CGCFAD. Популярен у металл-исполнителей.

Двойной Drop D

Удобный для игры перебором строй, схожий с Drop D. Первая струна настраивается в октаву шестой. Отличается понижением на тон («ми» на «ре»).

DAGDAD

Популярный в фольклорной музыке строй. Так как струны не содержат терцию, он удобен для модальной музыки. С таким строем удобно исполнять гитарные партии для скрипки и волынки. Схема: DAGDAD.

Игра на шестиструнном гитаре

Сложность обучения зависит от того, какого уровня игры начинающий хочет добиться. Достичь любительского уровня совсем несложно, но для более профессионального придётся постараться.

Можно ознакомиться с хорошими уроками по игре на шестиструнной гитаре:

На первых этапах достаточно значит две простых вещи:

  1. Важно правильно держать инструмент. Он не должен съезжать с ног. Сесть нужно так, чтобы левая нога оказалась выше правой, а корпус гитары плотно прижался к левой, что не даст ему сползти.
  2. Соблюдать правила игры руками. Правая рука не должна быть напряжена: кисть расслаблены и ладонь как бы «болтается» – это особенно важно при игре боем. Левая же рука обхватывает гриф, большой палец располагается параллельно ладам.

Рекомендуется нарабатывать технику, довести её до автоматизма. Можно делать это на простых песнях, аккорды для которых нетрудно найти в интернете. Без чётко отработанных основ техники не получится добиться больших успехов.

Внимание! Не советуется сильно прижимать струны к ладам. Пальцы могут быстро устать и заболеть. Особенно болезненной может быть игра на металлических струнах в первую неделю-две.
Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: