Как играть медиатором на гитаре — техника игры на гитаре

Для чего нужен медиатор

Медиатор – это пластинка небольшого размера удобной формы, которую удерживают пальцами правой руки (для правшей), в то время как левая струна зажимает струны на грифе, меняя их тональность.

В более древние времена медиатор называли «плектром», а представлял он собой костяную пластинку. Ее использовали для игры на лире, цитре, кифаре. Позднее стали использовать плектр для извлечения звуков из лютни, виуэлы (прародительницы современной гитары) и мандолины. К концу XVIII века на многих струнных инструментах, в том числе и гитаре, основной стала игра пальцами. Надо сказать, что название «плектр» сохранилось до сих пор. В среде рок-гитаристов прижилось название медиатора словом «пик».

Современные медиаторы различаются по форме, размеру, толщине, материалу, из которого они изготавливаются, и оформлению. Обычно медиаторы изготавливают из материалов, которые мягче струн, поскольку металлические медиаторы сильно стачивают струны даже на электрогитаре. Наилучшим считается медиатор, который изготовлен из черепаховой кости.

Медиатором играют на гитарах практических всех видов и типов, то есть медиатор подходит для игры, как на электрических, так и на акустических гитарах.

Игра медиатором даёт определённые преимущества:

  1. Бережёт пальцы. При долгой и активной игре ногти и подушечки испытывают серьёзное воздействие даже со стороны нейлоновых струн. Не говоря уже о металлических.
  2. Увеличение громкости и звонкости щипка и удара по струнам. В отличие от мягкой подушечки пальца и даже более твёрдого ногтя, медиатор позволяет получать более резкий, звонкий, чёткий звук. Сустейн в этом случае не такой полный, за то увеличивается так называемая «атака».
  3. Возможность сыграть быстрое чередование нот одинаковой тональности: тремоло, шестнадцатые, тридцатьвторые. Сделать это с помощью пальца или ногтя очень сложно даже профессионалу.
  4. Получить особый звук при игре на электрогитаре. Специфические приёмы игры со специальными гитарными эффектами (например, дисторшном) возможны только с помощью медиатора.

Как держать медиатор

В целом, держать медиатор можно так, как удобно вам, однако существует несколько уже давно отработанных правил, на которые стоит опираться. Они верны именно на техническом уровне – не соблюдая их можно серьезно затормозить свое развитие в скорости и чистоте игры.

Внимание! Важная роль уделяется постановке правой доминантной руки. Необходимо почувствовать контроль над приспособлением. Для этого выбирается удобное фиксирующее положение.

Медиатор захватывается разными вариантами:

  1. Самый распространенный — фиксация между двумя первыми пальцами. На сгиб указательного кладется плектр, прижимается подушечкой большого. Ладонь расслаблена, не сжата. Игре ничего не должно мешать. В звуке не должны быть слышны дребезжания.
  2. Удобный — захват мягкими частями подушечек. Зажимать следует крепко, пока положение станет привычным.

Как держать медиатор1. Медиатор нужно зажимать между большим указательным пальцем. Некоторые новички берут плектр «щипком» из всех пальцев – и это неправильно. Держать его надо именно двумя пальцами.

Как держать медиатор 22. Положите пластинку на костяшку указательного пальца так, чтобы она делила плектр примерно пополам. Зажмите медиатор большим пальцем так, чтобы он высовывался из-под него примерно на 0.5 сантиметра. Некоторые гитаристы зажимают пластинку подушечками пальцев — однако таким образом не образовывается нужный угол, а также перенапрягается рука.

Как держать медиатор 33. Держите руку расслабленной, как при игре боем рукой. Это важно – только так вы придадите руке нужную скорость.

4. Медиатор не должен быть расположен параллельно струне. Держать его надо так, чтобы он находился под углом относительно нее и бил как бы ребром, а не всей плоскостью.

В остальном действуйте так, как удобно вам. Не существует единых правил по тому, как правильно держать медиатор – но есть рекомендации, представленные выше. Кроме того, нужно обратить внимание на постановку рук на гитаре в целом – именно это и есть залог высокой техники игры.

На акустической

Кладем на последнюю фалангу указательного пальца, и сверху накрываем большим пальцем, таким образом, чтобы выступающая часть медиатора была недостаточно длинной, и ее полностью хватало бы для зацепа струны.

При этом положение вашей руки имеет большое значение, и над ним необходимо будет серьезно поработать. Дело в том, что в игре медиатором работает только наше запястье, вся остальная рука находится в состоянии покоя, иначе вы очень быстро устанете и не сможете играть. Положите тыльную часть запястья на корпус гитары над струнами, таким образом, чтобы иметь возможность дотягиваться медиатором до каждой из них. При этом по отношению к струне, медиатор стоит держать не прямо, а немного под углом, чтобы струны не ударялись об острие, а как бы сталкивались и огибали его под воздействием вашего давления.

Именно это положение руки позволит вам продуктивно заниматься и осваивать различные техники игры медиатором. Старайтесь привыкать класть руку именно так, потому что в других положениях вы рискуете столкнуться с быстрой утомляемостью, которая неизменно ведет к снижению точности игры, неприятным ошибкам, лишнему шуму и так далее.

На бас гитаре

Приятной новостью для вас станет то, что, если вы еще не знаете, как держать медиатор для гитары при игре на басу, научиться этому достаточно просто. Вся процедура схожа с акустическим инструментом, однако стоит отметить, что из-за наличия всего 4 струн на стандартном басу, вы легко сможете закрепить свое запястье на деке над струнами, и практически не двигать им, всегда имея подходящую опору. Это особенно важно при длительной игре, когда рука может устать очень легко.

Способы игры медиатором на гитаре

Первый способ игры медиатором
Кисть руки должна находиться параллельно подставке гитары и свободно перемещаться над струнами. Не следует прижимать ее к подставке струн. Играя отдельные аккорды, работают лишь предплечье и локтевой сустав.

Второй способ медиаторной техники
Данный способ используют для полных мелодий или соло-партий. Игра переменным штрихом требует небольшого прижатия кисти к струнной подставке. Размашистые движения кистью не приветствуются. Рекомендуем извлекать звуки так, чтобы каждый удар медиатором по струнам был симметричен, то есть имел одинаковые силу и угол наклона.

Также можно выделить еще два способа, игры медиатором на гитаре:

  • Гитарист ударяет по струнам лишь в одном направлении (чаще всего сверху);
  • Медиатор двигается то вверх, то вниз (прием называется переменным штрихом).

Иногда гитаристы пользуются приемом pick scratch, когда медиатор скользит по струнам вдоль грифа и извлекает визжащий скребущий звук. Нередко используют медиатор при игре тэппингом на гитаре.

Как правильно играть медиатором

Игра медиатором – основной навык, который должен освоить каждый без исключения гитарист, независимо от желаемого уровня навыка. Главная причина этого в том, что никакая игра пальцами не даст такого четкого, звонкого, ясного и читаемого звука, как эта небольшая пластина. Вместе с ней звучание боя станет более ярким и насыщенным, а переборы – разборчивее. Если же вы помимо акустической гитары хотите вскоре перейти на электроинструмент – то тогда освоить штрихи медиатором просто необходимо, поскольку именно им играют на них играют.

Способы игры:

  1. Игра боем – ничем не отличается от такого же способа пальцами, однако есть несколько нюансов, о которых можно прочесть ниже;
  2. Игра перебором – почти ничем не отличается от такого же способа пальцами, однако также имеет частные моменты;
  3. Даунстроук – штрих вниз – более характерен при игре не электрогитаре, но применяется в некоторых композициях и на акустическом инструменте. Этот способ игры заключается в движении медиатором исключительно вниз, для получения более ровного и однообразного звука.

https://youtube.com/watch?v=NEc9MmGrCFg

Игра боем

Игра боем на медиаторе делает звук сочнее и звонче. Если у вас нейлоновые струны, то плектр даст более жёсткий и резкий звук. На металлических струнах увеличится громкость и чёткость акцентных ударов.

Бой медиатором

Метод состоит в последовательных ударах вверх, вниз. Он происходит с приглушением и без, повторяющейся комбинацией нескольких ударов. Простой прием освоить несложно и быстро.

Движения кистью при игре боем не отличаются от таковых при игре пальцами. Правда, ладонь чуть больше напряжена. Пока вы осваиваете игру с медиатором, не держите его строго параллельно струнам. От этого он начинает цепляться и «вязнуть», даже если очень тонкий, исчезнет скорость. Ведя руку вниз, слегка приподнимайте кончик, чтобы он проходил по странам под углом, поднимая кисть вверх, меняйте положение кончика на противоположное. В итоге получаются волнообразные движения и гармоничное звучание.

Бой состоит из стандартных элементов:

  • удар вниз;
  • удар вверх;
  • пауза;
  • прием глушения.

Таким стилем играют бардовские, эстрадные, армейские, дворовые песни.

Игра перебором

Сыграть медиатором на отдельных струнах намного сложнее, чем бой. Ведь если при пальцевом методе в распоряжении музыканта несколько пальцев, каждый из которых находится ближе к той или иной струне, то кончик медиатора всего один, поэтому стоит тщательно поработать над координацией.

Перебор

Для повышения скорости перебора применяют следующую технику: первая струна играется движением снизу вверх, вторая – сверху вниз, и так далее по очереди. Это экономит движения, позволяя достичь высокой скорости.

Методом пользуются исполнители фолк и кантри. Правая рука расслабленно располагается над инструментом, запястье неподвижно. Каждый удар осуществляется в обратную сторону. Начинать с удара вниз. Стиль позволяет создавать сложные, красивые комбинации звуков, используя простые аккорды.

Недостаток — невозможность воспроизвести скоростное извлечение нот некоторых пассажей.

Даунстроук

Стиль подразумевает движения только вниз. Звук получается ровный, однообразный. Удары сильнее, чем обычно. Прием подчеркивает мелодию, не позволяет вылететь из ритма. Преимущество — при исполнении любой сложной партии гитарист заранее не продумывает последовательность движений плектром. Концентрация внимания идет на ноту, какую нужно взять, а не на движение.

Начинайте играть медленно, чисто. Затем, добившись идеального звучания, скорость увеличивайте. Держите кисть ближе к грифу. Качественные переборы требуют скорости, координации.

Техника игры медиатором

Этот аспект отличается от классической игры пальцами – как в плане боя, так и переборов. Главное в игре плектром – это звукоизвлечение и четкость игры. Как уже было сказано выше, игра медиатором очень требовательна к постановке рук, и важно держать его так, чтобы звук был как можно более ровным и четким. Для того, чтобы развить ее, существует ряд упражнений.

На акустической

Чтобы понять, как играть медиатором на акустической гитаре, вам также понадобиться постоянно практиковаться. В целом первичные упражнения точно такие же, как и на басу, только с учетом наличия большего числа более тонких струн, по которым сложнее попасть.

Именно поэтому начинайте максимально медленно, и помните, что при игре на тонких нижних струнах запястье должно упираться в деку над струнами, а при игре на басовых струнах, рука немного поднимается, но всегда должна иметь нормальную опору, и не висеть в воздухе.

На бас гитаре

Вопрос о том, как играть медиатором на бас гитаре, не так уж сложен. Во-первых, данный инструмент вполне подходит и под пальцевые техники, а именно под игру слэпом. Если вы придерживаетесь классического подхода, то вам предстоит играть именно с помощь медиатора. Для этого просто возьмите его удобно в руку, зафиксируйте запястье, и начинайте тренировать бой каждой струны по очереди. Сначала ударьте 4 раз вниз на первой струне, затем на ней же вверх. Поднимите руку, и повторите это со второй струной, и повторяйте так, пока не доберетесь до самого верха.

Ваша основная задача заключается в том, чтобы отработать движения автоматизма для того, чтобы вы не ошибались, даже несмотря на руку. После успеха, начинайте постепенно повышать скорость. Очень удобно тренироваться с метрономом.

Когда и с этим у вас не будет проблем, подключайте левую руку, стараясь концентрироваться именно на мелодии, но при этом внимательно следить за правильностью звукоизвлечения. Справедливости ради, на басу довольно редко играют переменным штрихом, однако для повышения своих умений, в конце вам стоит точно также бить по струнам, но уже через одну. Для того чтобы ваша мышечная память запомнила высоту каждой струны, и рука без труда могла выходить на нее без вашего особенного контроля.

Как играть бой медиатором

Бой медиатором в целом никак не отличается от игры боем пальцами – за тем лишь исключением, что движение вверх и вниз совершается без разделения на указательный и большой. Все существующие и возможные виды штрихов без проблем воспроизводятся с пластиной – нужно лишь помнить о том, как правильно его держать.

Старайтесь, чтобы удары по струнам ощущались как можно более естественно. Если вы чувствуете, что они дерутся, и медиатор натыкается на препятствие на своем пути – то попробуйте взять его поближе к краю, чтобы кончик выглядывал поменьше, или же не держать его параллельно струне.

Структура каждого вида боев на гитаре не меняется при этом никак.

Особый тип игры – даунстроук – осуществляется абсолютно по тем же правилам, за исключением того, что движение совершается только вниз. Во время музицирования таким образом старайтесь выставлять акценты – чуть более сильными ударами по струнам, чем обычно. Это поможет не вылетать из ритма и чувствовать мелодию лучше.

Возьмите плектр, проведите, легко касаясь гитарных струн. Постепенно ускоряйте ритм, добиваясь быстрого скольжения. Важно соблюдать ритм.

Внимание! Если медиатор натыкается на препятствие, возьмите поближе к краю, чтобы кончик оставался маленьким.

Способ имеет двенадцать видов:

  • четверка;
  • шестерка;
  • восьмерка;
  • блатной;
  • испанский;
  • Розенбаума;
  • регги;
  • Цоя;
  • чеченский;
  • Высоцкого;
  • кантри;
  • вальсовый.

Самый простой прием — циклично повторять комбинацию нескольких ударов. Игра выполняется кистью, предплечье не двигается. Незачем делать лишних движений, используйте адекватную силу.

Детальнее о том, как играть медиатором на гитаре, смотрите в видео ниже.

Как играть перебор медиатором

Как только рука привыкает брать медиатор правильно, можно приступать к упражнениям по различным техникам игры. Для этого важно найти спокойное место, где не будет ничего отвлекать. Следует понимать, что с первого раза играть медиатором на гитаре получится довольно неуклюже. Понадобится большое количество упражнений и повторений, чтобы довести все до автоматизма. На это нужно настроиться, не волнуясь насчёт своих способностей раньше времени.

Метод заключен в извлечении звуков по отдельности. Игра таким способом расширяет простор мелодичных ходов и аранжировок. Используется большое количество привычных и простых схем. Распространенные вариации:

  • четверка;
  • шестерка;
  • восьмерка.

Перебирать струны медиатором можно точно так же, как и пальцами, учитывая при этом, что медиатор всего один. Поэтому надо постоянно поддерживать более высокую скорость и точную координацию.

Воспроизведение звука переменным штрихом на одной ноте называется тремоло. Медиатор дергает гитарную струну с одинаковой силой вниз, вверх. Прием отличается пульсирующим звучанием. Эффект вызывает интересный звук.

Игру с использованием переборов требуется осваивать методом переменного штриха. Получается, что последующий удар по струне должен выполняться в другую сторону. Нельзя все время цеплять струну только вниз или только вверх. Например, если первая струна извлекалась ударом вниз, значит, следующая будет извлекаться ударом снизу вверх, далее снова вниз, потом – вверх. Начинать игру следует с удара по струне вниз.

При игре перебором движения необходимо совершать исключительно кистью. Амплитуда должна быть небольшой, а рука ощущать свободу. В идеале ее следует опереть на корпус гитары, чтобы достичь оптимального расслабления. Важно добиваться, чтобы звук получался ровным и четким, без каких-либо сбоев или пауз.

Перебор отдельных струн с помощью медиатора считается более сложным по сравнению с боем. При такой технике не получится при игре не обращать внимание на свою правую кисть. Постоянно надо наблюдать, в каком положении она находится и что делают пальцы. Пластина не должна отклоняться вбок или становиться параллельной линиям струн, не говоря уж о выскальзывании её из пальцев.

Чтобы увеличить скорость перебора плектром, можно изучить особую технику. Она заключается в том, что первая струна цепляется снизу-вверх, а следующая – сверху-вниз. Далее такая очередность соблюдается на всех струнах. При этом совершается меньше движений, а скорость игры возрастает.

Упражнения для игры медиатором на гитаре

Хорошая игра требует практики, концентрации. Следует уделить внимание всем элементам, влияющим на звук.

Игра медиатором на акустической гитаре требовательна к постановке рук. Следует держать так, чтобы звучание было ровным, четким. Каждая рука гитариста выполняет определенные действия.

Доминирующая правая отвечает за:

  • извлечение звука;
  • качество;
  • регулировку силы звука;
  • изменение звучащих нот.

Левая рука:

  • прижимает гитару на грифе;
  • меняет частоту, высоту нот.

Руки должны одновременно входить в контакт с музыкальным инструментом.

Предлагаем небольшое упражнение. Перед каждым ударом помещайте кончик медиатора между 4-ой и 5-ой струной, затем сразу производите удар.

упражнение для игры медиатором 1

Перерыва в звучании аккордов можно достичь с помощью приглушения струн, когда гитарист ослабляет прижатие струн пальцами на ладах.

Многих интересует секрет, как научиться быстро играть медиатором. Для этого предлагаем Вам несколько упражнений с разным чередованием аккордов и пауз. Когда освоите технику игры в медленном темпе, постепенно переходите к игре медиатором в быстром темпе.

упражнение для игры медиатором 2

Предлагаем Вам опробовать различные варианты извлечения медиатором звуков аккорда.

Упражнение первое.

Пальцы левой руки должны размещаться на грифе так, чтобы извлечь можно было все шесть звуков. На первую долю такта извлекайте 3-4 нижних звука аккорда, а на вторую – несколько верхних звуков.

Записано:

упражнение для игры медиатором 3

Исполняется:

упражнение для игры медиатором 4

Упражнение второе.

На сильной доле такта исполняйте аккорд без глушения звуков, не очень стремительным движением кисти, а на слабой доле такта – стремительным движением и отрывисто.

Записано:

упражнение для игры медиатором 5

Исполняется:

упражнение для игры медиатором 6

Упражнение третье.

Достичь тембровых оттенков в аккордах можно ударяя медиатором в разных точках струны. Для более быстрого исполнения некоторых партий необходимо чередование медиатора по струнам. Все аккорды на первой доле такта исполняются не отрывисто, в отличие от аккордов на второй доле такта.

Движение кисти вниз обозначаем П, вверх – V.

упражнение для игры медиатором 7

Также рекомендуем исполнение гаммовых нотных последовательностей медиатором, но чередуя удары. Например:

упражнение для игры медиатором 8

Очень эффективно упражнение, когда гитарист ударяет вверх-вниз медиатором сначала по первой струне, затем по второй, затем комбинации, увеличивая темп игры.

Помните главное правило: чтобы научиться быстро играть медиатором на гитаре, не следует спешить, а постепенно размеренно разучивать каждое движение, ведь данная техника впоследствии влияет на мелодичность и качество извлечения звука.

Переменный штрих

Упражнения для игры медиатором на гитареЭто не совсем упражнение – скорее, основной способ игры плектром, и именно поэтому его надо отрабатывать в первую очередь.

Возьмите в руку медиатор. Даже не зажимая струну – ударьте по ней несколько раз, вниз и вверх поочередно, начиная с движения вниз. При этом старайтесь совершать движения только кистью, используя как можно меньшую амплитуду, и максимально свободно. Рука должна быть расслаблена – в идеале нужно опереть ее на бриджевую часть гитары. Нужно добиться как можно более четкого и ровного звука, без сбивания и пауз. Постепенно увеличивайте темп, с которым вы играете, в идеале упражнение должно совершаться под метроном.

Освоив переменный штрих на одной струне – усложните упражнение. Теперь играйте на разных струнах по отдельности, не сбиваясь. Поиграли на пятой – переходите на четвертую – и так далее.

Игра боем

Игра боемИгра боем при помощи медиатора хоть и схожа практически во всем с игрой пальцами – но имеет техническое различие – это движение от кисти, а не от плеча. Задача этого упражнения – сделать так, чтобы вы совершали при музицировании как можно меньше ненужных движений и били по струнам с адекватной силой. В идеале ваше предплечье вообще практически не должно двигаться – и уж тем более совершать поступательные действия.

Для отработки этих навыков отлично подойдет изучение песен – например, «Спокойная Ночь», аккорды к которой можно найти на нашем сайте.

Источники: https://UchenikSpb.ru/kbase/kak-igrat-mediatorom-2/, https://pereborom.ru/kak-igrat-mediatorom/, https://PartsAndStrings.ru/articles/kak-igrat-mediatorom-na-gitare-tekhnika-igry-na-gitare, https://guitarprofi.ru/uroki-igry-na-gitare/kak-igrat-mediatorom.html, https://proguitaru.ru/igra-na-gitare/kak-igrat-mediatorom-na-gitare/
Чередниченко Ирина
Чередниченко Ирина
/ автор статьи
Имеет высшее педагогическое и психологическое образование. Квалификация - организатор дошкольных учебных заведений. Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов.
Написано статей
3
Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: