Сравнение акустической и классической гитары по строению и звучанию

Знакомство, как правило, всегда начинается с выбора инструмента. Перед начинающими музыкантами встает нелегкий выбор – гитара акустическая или классическая. В музыкальных школах обучение идет на классическом инструменте, но со временем приходит понимание, что нужно будет идти дальше и пробовать более современные варианты. Благо на сегодняшний день специализированные магазины предлагают широкий ассортимент, начиная с классических вариантов и заканчивая самыми инновационными новинками. Несмотря на внешнее сходство, оба варианта инструмента имеют множество различий. Именно этим и следует руководствоваться при выборе инструмента. Для начала следует знать, чем же все-таки инструменты схожи.

Сходство

Оба варианта имеют равный строй и обе изготовлены из дерева. Т.е. – они сходны общим материалом и имеют совершенно похожую аппликатуру аккордов.

Различия акустической и классической гитар

Струны и варианты их крепления

На классическом варианте крепятся нейлоновые струны, довольно толстые и несильно натянутые. Поэтому звучание инструмента более округлое, даже теплое. Зажимать такие струны более удобно, усилий особых при этом не прилагая. Это очень хорошо для тех, кто только начинает обучаться игре на гитаре. Ведь струны из металла могут справоцировать появление мозолей, и вызывать при игре болезненные ощущения.

Струны из металла используются на акустическом инструменте. Они более сильно натянуты и звучат намного громче. Чтобы гитарный гриф перенес такое напряжение, изнутри его помещают металлический стержень, анкер. Он не дает грифу изогнуться и деформироваться. Струны из металла используют для исполнения  рока, фолка, блюза, эстрадной музыки.

В классическом варианте имеются для струнного крепления  в нижнем порожке специальные отверстия, они завязываются специальным узлом. В акустических гитарах для этого используют специальные колышки-струнодержатели, фиксирующие струны с особенным крепежным шариком.

Количество струн на инструментах

У акустического инструмента струн ка правило – 6, 7 или 12, редко встречается большее количество. У классического инструмента стандартное количество – 6 струн.

Система пружин в корпусе

Система пружин, которая перекрывает направляющие и смыкает их в местах наиболее значительной нагрузки, используется в эстрадных инструментах. Веерная система пружин, которая разделяет нагрузку по всему корпусу, преобладает в классических инструментах. В этом случае отсутствует необходимость усиливать каркас, так как на инструмент приходится значительно меньше нагрузки. У акустических инструментов  пружины дают  не только возможность установки металлических струн, но и гарантируют надежную защиту от деформации. Тем более что благодаря такой технологии на выходе получается более качественный звук, а сама гитара дольше держит строй.

Звучание

Звучание гитар отличается из-за разного материала, из которого изготовлены струны. У классического инструмента тембр не очень громкий, теплый и мягкий. Такое звучание идеально при исполнении джазовых композиций, испанской и итальянской народной музыки, классических произведений, музыки Латинской Америки и фламенко.

Металлические струны акустического инструмента звучат громко и звонко, тембр насыщен обертонами и приятными звуками. На ней исполняют блюз, рок, эстрадную музыку, джаз и др.  Но опытные музыканты не советуют привязывать определенный тип инструмента к определенному жанру музыки. Ведь она не терпит жестких ограничений и в ней всегда есть место для фантазии и эксперимента.

Корпус

В этом плане разница между инструментами весьма существенная. Разновидностей корпусов акустических гитар намного больше, чем классических. Это корпуса вестерн, или дредноут – большие и почти квадратные, с басовитым звучанием. На них исполняют обычно кантри, рок, блюз. Корпуса фолк и джамбо меньше дредноута и имеют  скругленные углы. Эти корпуса придают более певучее звучание. Чтобы музыкант имел беспрепятственный доступ к ладам на нижних частях грифа, в корпусах джамбо и фолк есть специальный вырез.

Классические инструменты в своем большинстве имеют  стандартную округлую форму, но при этом производятся разных размеров. Это обусловлено тем, что, к примеру, гитара «взрослая» — 4/4, может оказаться  большеватой для подростков и детей при обучении их гитарной игре.

Для корпуса обоих инструментов используется один материал – дерево. Даже здесь присутсвуют некоторые отличия — для эстрадной гитары предпочтительны одни древесные породы, для классической – другие. Для классического варианта подходят, к примеру, такие породы как кедр, ель различных сортов, палисандр, клен, красное дерево, акация или коа, сапеле и кокоболо. Акустический инструмент изготавливают из клена, вишни, ореха, кедра, палисандра, красной ели и ели Энгельмана, красного дерева и сихтинской ели, сапеле.

Отсутствие выреза «катавея»

На многих электроакустических инструментах (например, джамбо, аудиторим, вестерн) можно увидеть вырез примерно с 12-14 лада для удобства исполнения на верхних нотах – катавэй. У тех, кто только начинает свое обучение игре на гитаре в консерваториях или музыкальных школах, таких вырезов нет. Принято считать, что они оказывают существенное влияние на характеристики звучания. Но мастера могут сделать катавэй и для классического инструмента.

Гриф

Здесь у гитар есть отличия по форме, толщине и длине.

У акустического инструмента гриф имеет  ширину в 43 мм у верхнего порожка и 20-21 лад. А его строение напоминает гриф электрогитары.  У классического инструмента гриф намного шире — 52 мм у верхнего порожка, а количество ладов несколько меньше — 19-20. У акустики слегка округленная поверхность ладов, поверхность плоская – у классики. Узость грифа акустического инструмента оценят те, у кого уже имеется богатый опыт игры на гитаре, так как для них уже давно не в новинку  аппликатура аккордов. На таком инструменте гриф, как правило, всегда крепится после 14 лада.  Широкий же гриф классики даст возможность начинающим музыкантам не теряться при расстановке пальцев на струнах. Тут гриф закрепляется после 12 лада.

Метки ладов на грифе

Очень часто на джамбо и вестернах наличествуют точки на 3, 5, 7 и т.д. ладах. Он могут быть и сбоку, и на самой накладке. Им отведена роль как ориентира по нумерации самих ладов, так и обозначения опорных ступеней гамм и тоник. У классических инструментов такие точки можно будет увидеть только на боку.

Наличие анкера и вклеенный гриф

Одним из отличий инструментов является у классического варианта анкерного стержня. Его устанавливают на акустических гитарах для того, чтобы защитить изделие от деформации в области грифа. У классического изделия гриф вклеивается, а у акустического  — к корпусу прикрепляется болтом.

 Колковый механизм

Внешний вид головки грифа и колковой механики – одно из внешних отличий классической гитары от акустической.  В подавляющем большинстве случаев для классического инструмента используют колки открытого типа. Их врезают в головку грифа, имеющую две прорези внутри продолговатой формы. Открытый тип подразумевает последующий уход за механизмом – очистку от загрязнения и защиту от механических повреждений. Но при этом их можно регулярно смазывать, что обеспечит  «усидчивость» струны и длительную работу.

Цельную головку грифа имеет акустическая гитара. А еще — чем-то похожую на механику электрогитары закрытую колковую механику.

Наличие стреплоков для крепления ремня

Одно из различий классических и эстрадных инструментов – наличие стреплоков. Применяют при игре «на весу» и требуют крепления ремня дредноуты и их родственники. Из-за особенной посадки не нуждаются в таком дополнении как стреплоки инструменты испанские и фламенковые.

Способы игры

Аккорды на обоих инструментах используются одни и те же благодаря одинаковому строю. Но при этом, при игре на классике используют не только пальцы, но и бой.  А акустический инструмент, помимо этого, довольно хорошо звучит и при использовании медиатора. Кроме этого, очень часто используется такая техника исполнения, при которой довольно неудобно играть пальцами. Может нанести повреждение  фингерстайл с перкуссионными постукиваниями по корпусу. В этом плане сравнение обоих инструментов просто не уместно.

Громкость и звучание

Мягким и теплым звучанием известны классические гитары. Изначально классические инструменты использовались на концертах, проводимых в камерных залах. Поэтому звучание их тихое, не обладающее особой громкостью. Звучание акустических гитар более резкое и звонкое, в их саунде присутствует «железо».

Отсутствие Гольпеадора

Это особая пластина, накладываемая на верхнюю деку. Располагается она под розеткой и служит защитой от механических повреждений. Это может произойти на акустическом инструменте, когда медиатор может зацепить деку. Такие случаи не редки. Можно поцарапать или даже пробить верхний слой при экспрессивной игре боев. Гольпеадор не используется на классических инструментах. Однако его изготавливают и ставят по желанию клиента, а также – устанавливают на фламенковые гитары.

Различия в посадке и специальных приспособлениях

При игре на классической гитаре строго контролируют посадку музыканта и размещение инструмента. Он должен располагаться на левой ноге, при этом наклон грифа должен составлять 45 градусов. Довольно часто для обеспечения надежной опоры музыкантами добавляется и специальная подставка — опора для ног. У тех, кто играет на акустических инструментах, ограничений таких нет.

Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: