Тремоло – техника игры и тремоло-система

Содержание

Тремоло – что это такое?

Многие начинающие гитаристы задают вопрос «тремоло – что это такое?». Тремоло – это вид множественного повторения одного или нескольких звуков. В свою очередь, осуществляется через прием тирандо (после щипка палец не опирается на более толстую струну, «пролетая» над ней). На электрогитарах музыканты используют специальные медиаторы – плекторы, совершая быстрые, отточенные движения вверх/вниз.

Внимание! Основной момент исполнения – скорость. Для тремоло темп быстрее в два, три, четыре раза основной мелодии. Техника является обязательной для освоения каждому гитаристу.

Другое определение – устройство тремоло с педалью (рычагом) на электрогитарах. Изменяет тональность звука. Гитаристы используют приспособление во время выступления соло.

1. Техника игры тремоло

Тремоло – это прием игры на музыкальном инструменте, который состоит в быстром повторении одной или нескольких нот, или же созвучий, зачастую на скорости в два или четыре раза больше, чем текущий темп произведения. На электрогитаре он выполняется медиатором путем быстрых ударов переменным штрихом. Стоит сказать, что тремоло – очень важная техника, которую должен освоить любой гитарист. Она не только даст возможность разнообразить свои собственные произведения, но и поможет отработать игру переменным штрихом и различные технические аспекты.

Техника игры тремолоВ плане музыкальных жанров данная техника очень часто используется в пост-роке, чтобы в комбинации с различными эффектами, гитарные звук полностью заполнил композицию своей текстурой. Кроме того, тремоло лежит в основе метал-жанров, таких как блэк-метал, дет-метал и треш-метал – именно там используется эта техника в комбинации с эффектом дисторшна для достижения агрессивного, злого и мрачного звучания.

2. Система на электрогитаре

Система на электрогитареКроме того, в гитарном мире «тремоло» имеет еще одно значение – это машинка, которая крепится к бриджу инструмента и управляется при помощи рычага. Данное устройство позволяет изменять тон звука и обычно используется в соло-партиях.

Данная система стала стандартом для многих производителей гитар, особенно форм различных Fender-моделей, например, стратокастеров или ягуаров.

Как играть тремоло на гитаре пальцами

Исполнение на классической шестиструнной акустической гитаре: большой палец отвечает за звучание басов (опоры), три следующих – безымянный, средний, указательный (в таком же порядке) – тремоло. Пальцами левой руки зажимаются аккорды на грифе.

Тремоло на классической гитаре производится повторяющимися ударами по одной струне двумя (пальцы «i», «m») или тремя («i», «m», «a») пальцами. Также существует новая техника: тремоло играется чередованием пальцев p-i-m.

Тремоло на классической гитаре может также производиться повторяющимися ударами по двум и более струнам, путём чередования четырёх пальцев (включая мизинец).

Разрабатывается новый технический приём, который исполняется пятью пальцами «p», «i», «m», «а», «e» — мизинец. Большой палец «р» в этом случае создаёт аккомпанемент «верхним ударом».

Тремоло на электрогитаре производится быстрыми короткими движениями медиатора вниз-вверх. При этом плектр дёргает струну с одинаковой силой как при движении вниз, так и при движении вверх, а рука максимально расслаблена для достижения большой скорости. В большинстве случаев приём тремоло используется вместе с эффектом дисторшн и/или дилэй.

Наиболее активно применяется в тяжёлых направлениях музыки, например трэш-метале, блэк-метале, дэт-метале. Также используется в панк-роке, альтернативном роке. Часто используется в пост-роке, для достижения максимальной плотности звучания фонового инструмента.

На некоторых электрогитарах используется система тремоло, позволяющая изменять тон звука рычагом тремоло.

Этот раздел особенно актуален бас-гитаристам, которые не пользуются медиатором. Дело в том, что сейчас встретить кого-то, кто исполняет этот прием на гитаре не медиатором или плектром для пальцев, можно очень редко, а вот исполняющие тяжелые или необычные жанры басисты всегда сталкиваются с проблемой играть тремоло именно пальцами.

Техника звукоизвлечения

Техника звукоизвлеченияВ этом вопросе все достаточно очевидно – оно играется при помощи перебора двумя или тремя пальцами по одной струне. При этом важно двигать ими так, чтобы в идеале звук был ровным и непрерывным. В этом вопросе важно сразу не начинать играть быстро, а сначала достичь именно хорошего звукоизвлечения, а не высокой скорости.

Большой палец при игре

Большой палец при игреВ данном случае все зависит от инструмента, на котором вы осваиваете эту технику. Если имеет место бас – то большой палец по стандарту опирается на деку или верхнюю струну, чтобы играть «с опорой».

Если же вы играете на классической гитаре, то положение руки такое же, как и при игре обычным перебором. То есть большой палец перпендикулярен указательному и образует с ним крест. Он также опирается на верхнюю струну, и при необходимости играет вторую линию – например, басовую партию, однако такая рассинхронизация конечностей требует определенной практики.

Вообще, самое главное правило при игре тремоло на одной или двух струнах на любой гитаре – это иметь опору руки, иначе она быстро перенапряжется и устанет.

Движения левой руки

Именно в плане данного приема постановка левой руки частично отходит на второй план, поскольку вся проблема заключается именно в правой конечности.

Развитие техники правой руки

Развитие техники правой рукиЕсть несколько важнейших правил, которые следует соблюдать для достижения ровного и четкого звука тремоло:

1. Начинайте играть медленно и обязательно следите за звукоизвлечением. Это очень важный аспект, поскольку именно так вы сможете добиться сплошного и непрерывного звука.

2. Играйте под метроном. Это такой же важный аспект, поскольку красивое тремоло во многом зависит от взятого вами темпа. Вам нужно попадать в каждый заданный удар, и желательно в определенный момент ставить отсчет в несколько раз медленнее, чем играете вы.

3. Используйте опору. Об этом уже говорилось в предыдущих разделах – если ваша рука будет просто висеть в воздухе, то можете даже и не мечтать о ровном звуке и легком исполнении. Кроме опоры помните о том, что рука должна быть максимально расслаблена.

Проблемы, возникающие при игре приемом

Проблемы, возникающие при игре приемом1. Рука быстро устает и забивается. Это говорит о том, что вы не используете опору – поэтому следует уделить больше внимания своей правой руке.

2. Неровный, прерывистый, заикающийся звук. Данная проблема, опять же, исходит от вашей правой руки. Попробуйте немного снизить темп, в котором вы играете произведение, и поработать над более грамотным звукоизвлечением.

Ноты и табулатуры

Освоение техники любого стиля начинается с изучения нотной грамоты. Табулатуры (табы) – описание мелодии с помощью символов, нотной грамоты. Гитарные обозначения отличаются от общепринятых типов. Достоверным нотное описание игры на гитаре считать нельзя, однако, подобные схемы позволяют записывать основную часть.

Каждый гитарист обязан иметь представление о табулатуре, символике. Линиями обозначены струны, обычно шесть. Цифры – лады (гриф инструмента). Аккорды – ноты расположены на одной вертикальной линии (играются одновременно). Схемы читаются стандартным способом – слева направо. Некоторые композиции состоят из нескольких повторяющихся аккордов. Нотная запись в таком случае упрощается – песня не описывается полностью, перечисляются названия аккордов, частота повторений.

Упражнения на тремоло на гитаре

Как и для любого другого приема игры, для отработки тремоло существуют определенные упражнения, представленные ниже. По большей части, они направлены на развитие вашей правой руки и звукоизвлечения.

Главное в освоении любой техники – практика. Профессиональными гитаристами разработаны специальные упражнения, повторяя которые будут разработаны необходимые движения. Для тремоло существует два основных направления тренировок – с гитарой и без. Тремоло – непростая методика, для полного ее освоения потребуется немалое количество времени.

Начинать обучение следует с медленного темпа. Движения пальцев необходимо доводить до уровня автоматических. Как можно дольше играют на медленном темпе, раннее ускорение может «сломать» уже появившуюся технику. Торопиться не стоит, правильная подготовка обеспечит необходимое звучание. Ударные движения запрещены. Начинают с коротких упражнений.

После начального этапа можно добавить простую мелодию. Задача – избегать пауз при исполнении.

Внимание! Правильная техника вырабатывается со временем.

Не следует торопиться – лучше потратить больше времени на тренировки.

Видео на русском

http://youtube.com/watch?v=DhA7SK15enY

Видео на английском Ana Vidovic. Обучающая информация начинается на 5:37

Упражнение №1

Тремоло на гитареТремоло — название особенного приема игры на музыкальных инструментах. Это быстрое повторение одной и той же ноты.

Для начинающих гитаристов периодическое его проигрывание очень полезно для развития пальцев правой руки.

Гитарное тремоло отличается от других тем, что сочетает в себе и мелодию и аккомпанемент. И играется таким образом:


Бас играется щипком большого пальца (6-я и 3-я открытые струны), а мелодические повторяющиеся ноты извлекаются поочередно пальцами: a, m, i. (на 1-ой открытой струне). Все вместе выглядит так: p (6 струна) -> a, m, i (1 струна) -> p (3струна) -> a, m, i (1 струна)… повтор…

На всякий случай напомню буквенные обозначения пальцев правой руки:
p – большой палец
i — указательный
m – средний
a – безымянный

Чтобы ваша тренировка пальцев была более плодотворной, предлагаю добавить для проигрывания большим пальцем 5-ю и 4-ю струны:
p (6 стр.) -> a, m, i (1 стр.) -> p (5 стр.) -> a, m, i (1 стр.) -> p (4 стр.) -> a, m, i (1 стр.) -> p (3 стр.) -> a, m, i (1стр.)…повтор…

Сначала нужно постепенно и медленно отрабатывать тремоло на открытых струнах, а затем ускоряйтесь. Старайтесь, чтобы кисть руки была неподвижной, а шевелились только пальцы.
После хорошей тренировки переходите на вторую струну. Это уже задача посложнее, т.к есть большая вероятность зацепить соседние струны.

Пример тремоло в стиле фламенко:

Здесь добавляется еще один звук в начале — ударом указательного пальца: i, a, m, i. Таким образом, тремоло получается четырех звучным.

Упражнение №2

упражнение на тремоло 1

Прослушать упражнение:

Упражнение №3

упражнение на тремоло 2

Прослушать упражнение:

Упражнение №4

упражнение на тремоло 3

Прослушать упражнение:

Упражнение №5

Это упражнение предназначено для отработки тремоло одновременно с игрой левой рукой. В седьмом и восьмом тактах тремоло играется на внутренних струнах, что сначала может показаться довольно сложной задачей, поскольку пальцы лишены пространства для маневра. На четвертом счете третьего такта верхнюю часть баррэ (кончик пальца левой руки) нужно отпустить, чтобы па следующий счет можно было сыграть открытую А (ля).

В конце девятого такта четвертый палец используется как направляющий для того, чтобы перейти на C# (до-диез) в десятом такте. Все полубаррэ в трех последних строках должны захватывать четвертую струну и удерживать ноты на этой струне.

примеры, упражнения на тремоло

упражнения и уроки тремоло на акустической гитаре

Упражнение №6

Этюд № 9 из «60 мелодических и прогрессивных этюдов» Маттео Каркасси (1792-1853).

Хотя в строгом смысле эта пьеса и не является тремоло, главный рисунок в правой руке в ней тот же, что используется в тремоло, и это произведение поможет вам развивать умение пользоваться техникой тремоло в пьесах с иными музыкальными рисунками.

При игре этого этюда важно, чтобы две мелодии, создаваемые басовыми и верхними нотами в арпеджио, были отчетливо слышны. В первую очередь следите за тем, чтобы басовые ноты всегда соответствовали своей указанной длительности и соединялись друг с другом, образуя непрерывную мелодию.

То же самое касается и верхнего голоса. Например, во втором такте F (фа), верхняя нота первого аккорда, должна удерживаться вплоть до Е (ми), третьей шестнадцатой ноты второго счета.

Этот эффект также ясно должен быть слышен в первом такте шестой строки, где верхняя G (соль) соединяется с F# (фа-диез), затем с F (фа) и наконец с открытой E (ми) второго такта. Слово «росо» во втором такте четвертой строки означает «немного» — в данном случае «немного ‘rit’».

Тремоло на акустической гитаре. Уроки и упражнения

уроки тремоло на акустической гитаре

Вот такой получился урок, посвященный исполнению тремоло на классической гитаре. Если остались вопросы, спрашивайте в комментариях. Так же предлагаю подписаться на рассылку уроков от Гитаршколы в верхнем правом углу сайта.

Упражнения на тремоло без гитары

Плюс занятий без инструмента – тренироваться можно в любом месте. В пробке, трамвае, на учебе, перед компьютером, в кинотеатре. Занятие заключается в отработке действий пальцев – последовательные движения безымянным, средним, указательным, большим пальцами как бы по струнам. Проводить кончиками можно по любой поверхности (по куртке, например). Главное, чтобы положение руки сохранялось, как с инструментом. Можно использовать различные предметы – вместо струны взять карточку, цеплять кончиками пальцев за нее. Отрабатывается плавность, последовательность движений.

Как играть тремоло медиатором

Медиатор – небольшое приспособление для извлечения звука, используется вместо пальцев, ногтей. Положение медиатора в руке при проигрыше тремоло отличается. Держат практически параллельно линии струны, наклон меньше, чем при классической технике. Важно, чтобы не происходило цепляние струн – звук станет выше, возникнет диссонанс.

Как играть тремоло медиатором

Главное, что нужно понять в этом плане – это то, как правильно держать медиатор. Именно от этого впоследствии вы и будете отталкиваться в обучении исполнения этого приема плектром. Дело в том, что при тремоло держать его надо под меньшим наклоном, и более параллельно струне, чем при игре обычным штрихом. Это нужно для более четкого звука, чтобы струна не жевалась. Важно в этом плане не переборщить – иначе медиатор начнет цеплять струну за собой, и нота начнет подниматься, создавая диссонанс.

Все те советы, которые были представлены в прошлом разделе, работают и здесь. Начинайте с медленного темпа и обычного переменного штриха – и только потом постепенно разгоняйтесь, достигая ровного и четкого звука.

Кроме того, помните про расслабленную руку и опору – в плане игры медиатором этот аспект еще более важен, чем при игре пальцами.

Тремоло на электрогитаре

Для электрогитары существуют специальные небольшие устройства – машинки тремоло на бридже. Могут быть съемными, встроенными. Оснащены специальным рычагом. Использовать в игре достаточно легко – при возникновении звука рычаг отводится в сторону, тональность меняется. Машинки дают простор фантазии, экспериментам, позволяют создать неповторимость в звучании песен.

Классические гитары не предназначены для дополнения устройствами тремоло. Например, Gibson. Купить систему можно отдельно, затем просто установить на инструмент.

плюсы тремоло машинкиПо большей части, плюс всего один – значительное увеличение пространства в звуке. У вас появляется еще одно средство изменения вашего звучания, при помощи которого можно творить поистине удивительные вещи – например, так называемая, дайв-бомба – когда звук вашего инструмента становится похож на падение бомбы с неба. Некоторые музыканты в направлении Shoegaze используют тремоло постоянно, чтобы добиться еще большего искажения в своем саунде.

минусы тремоло машинкиМинус, по большей части, тоже только один – это сложность в настройке самого прибора. Например, вам придется регулировать натяжение пружины, если будете ставить струны большего калибра, чем у вас были до этого. Кроме того, могут возникнуть небольшие проблемы с регулировкой грифа гитары, поскольку машинка может вести себя в этом плане немного неадекватно. Однако в целом, достаточно пару раз понять принцип и настроить тремоло самостоятельно, чтобы забыть об этой проблеме.

Тремоло бридж (машинка)

Тремоло бридж (машинка)Это устройство, которое либо уже встроено, либо крепится к бриджу, и управляется при помощи рычага. Пользоваться им очень просто – как только вы задаете на гитаре ноту, потяните рычаг в сторону, и звук мгновенно изменится. Таким образом можно создавать уникальное звучание, и использовать различные фишки в качестве дополнения к песням.

Бридж без системы тремоло

Разумеется, существуют гитары и без системы тремоло – например, классические модели от Gibson. Разумеется, существуют специальные системы тремоло, которые можно закрепить на корпусе гитары, купив отдельно.

История появления системы тремло

Впервые стратокастер появился в продаже в 1954 году. Одной из его фишек стало некое «Synchronized Tremolo», которое теперь все знают как «Vintage tremolo». Представляет собой рычаг, позволяющий «качать» бридж и изменять высоту нот, и сам бридж, имеющий особую конструкцию. Настолько эта штука оказалось простой и популярной, что их ставят в огромное количество гитар, а на дешевых инструментах vintage-tremolo встречается едва ли не чаще, чем фиксированный бридж. Позже появились разные модификации и интерпретации этой системы, в духе Wilkinson или Babicz но суть у них примерно одинаковая. Поэтому знать, что это такое, и как это обслуживать, крайне полезно. И я сейчас вам в этом помогу.

Как устроена тремоло-системы

tremolo

В отличие от фиксированных бриджей, у тремоло нет плотного крепления. Vintage Tremolo (оно же «шестиболтовое») имеет 6 отверстий, и на шесть, соответственно, болтов крепится к корпусу, но не затягивается, чтобы не ограничивать его ход. (примечание: некоторые крепят не на шесть, убирая несколько). Более современный вариант — тремоло, которое держится на двух опорах, причем бридж к ним не прикручен, а просто упирается одним краем. Но в остальном конструкция у них похожа — к пластине с седлами снизу прикреплен так называемый «сустейн-блок», который проходит корпус насквозь. В задней части гитары располагается отсек с пружинами (от одной до пяти штук, как правило 3-4), которые крепятся одним концом на сустейн-блок, а с другой — на корпус гитары. Получается, что они тянут всю конструкцию на себя. А в противоположную сторону эту конструкцию тянут струны, крепящиеся сквозь тот же самый блок. В итоге соблюдается определенный баланс, струны и пружины тянут каждый в свою сторону с одинаковой силой. И тут в это «противостояние» вступает гитарист. Мы давим на рычаг, и конструкция наклоняется в сторону датчиков. Натяжение струн ослабляется, ноты уходят вниз. Отпускаем рычаг — пружины возвращают всё это дело обратно.

Да, в корпусе гитары для этого делается огромная дыра. Сквозная для сустейн-блока, и просто фрезеровка отсека для пружин.

В самых дешевых тремоло рычаг крепится на резьбу. Просто вкручивается в соостветствующую дырку. И это плохо — он будет изнашиваться со временем, начнет шататься, да и крутить его туда-сюда тоже чревато. В более дорогих системах есть альтернативы — это и специальный стакан (рычаг крепится в стакане, и его можно крутить сколько вздумается), и резиновые прокладки, и всякое-разное, в зависимости от производителя.

Про сустейн-блок также стоит сказать отдельно. Являясь штукой, через которую идет резонанс струн в остальную гитару, он завоевал пристальное внимание гитаристов, и это привело к большому ассортименту этих самых блоков. Разной толщины, веса, материалов (есть силуминовые (в дешевых), литые стальные, латунные, бронзовые, и даже гранитные с недавних пор) — насколько это все повлияет на звук — решать вам. Только если будете менять, убедитесь, что он подойдет к вашему бриджу, и не вынудит вас дополнительно фрезеровать корпус вашей гитары.

Про пружины все попроще. Это самые обычные пружины. Разве что во избежание дребезга под них подкладывается кусочек чего-нибудь мягкого.

Минусы тремоло машинки

Если отбросить полемику про то, как эта система влияет на резонанс дерева и прочие пафосные телеги, то главное, что должно нас волновать — будет ли строй гитары сохраняться после таких манипуляций? При малейшем изменении натяжения струна изменит свое звучание, поэтому нужно быть уверенным, что все точки соприкосновения не помешают нормальной работе тремоло:

  • Пружины тремоло-системы. Они не должны быть растянуты, не должны болтаться. Их не должно быть мало — если оставить, скажем, одну слабую пружину, то вся конструкция будет колыхаться при каждом удобном случае. Если же их поставить слишком много — будет не очень удобно (туго) работать рычагом.

strat-setup-part3-springs-claw-1

  • Сёдла. На них лежат струны, и постоянно трутся о поверхность, постепенно стачивая их. Плохое качество или сильный износ сёдел приводит к тому, что струна лежит в разных местах седла в разное время, соответственно — звучит на разной высоте. В некоторых случаях износ приводит к заострению края седла, и оно начинает просто рвать струны. Слышали когда-нибудь жалобы на то, что даже свежие струны почти сразу рвутся в районе бриджа? Вот, это как раз тот случай. Решений проблемы несколько — можно взять свежее седло хорошего качества, из металла, графита или специальных полимеров (Tusq, например, делают сёдла), а можно выбрать роликовые (седло с подвижной частью, струна ложится на круглый ролик, который поворачивается при работе тремоло, уменьшая износ).

$T2eC16JHJIQE9qUHrWgPBReYft!jjw~~60_12

  • Пикгард. Внезапно, пластиковая штука на корпусе страта может не очень хорошо совпадать с тремоло, и банально мешать ему возвращаться на место. Обратите на это внимание.

fender-short-scale-strat-bridge-970-80

  • Порожек. Тот, который у головы грифа. В идеале порог должен быть пропилен точно под используемый калибр струн, чтобы избежать «закусывания» струны в нём. Материал в данном случае неважен, люди ставят разные пороги на свой вкус — кость, графит, металлы (сталь, латунь), иногда даже дерево. Также существует мнение, что перед установкой новых струн пазы порожка необходимо смазать графитом (совсем маленьким количеством, с помощью иголки), чтобы заполнить мелкие поры в материалах типа кости. Графит и пресловутый Tusq смазывать не нужно. Кстати, у Fender есть роликовый порог, отзывы о нем различаются, но в целом тоже стоит иметь ввиду.

maxresdefault (1)

  • Ритейнеры. Такие маленькие штуки на голове грифа, после порога. Прижимают струну. Бывают обычные и роликовые. Могут заостряться, как сёдла, и рвать струны или мешать строю. В целом они достаточно безобидные, но лично я предпочитаю роликовые. Можно обойтись и без ритейнеров вовсе, используя колки с подстройкой высоты штока. Но таких не очень много, в основном это Gotoh.
  • Колки. Очень важный момент. Колок может быть с люфтом штока, может быть плохо прикручен, да и струну можно на него намотать как попало, в результате чего при работе рычагом она будет смещаться и произвольно менять своё натяжение. Поэтому, если хотите интенсивно пользоваться тремоло, а минусов не хотите — нужно позаботиться о том, чтобы у вас была качественная колковая механика. Если есть возможность, поставьте локовые колки — в них струна наглухо прижимается винтом и блокируется внутри штока, и никуда не уедет (примечание: не делайте на локовых колках кучу витков, это может свести полезный эффект от них на нет). Если же колки есть только обычные — ставить струны нужно аккуратно, ровно, без большого количества витков (трех будет вполне достаточно), а также постараться сделать так, чтобы струна лежала плотно, фиксируя сама себя.

!Важно: не нужно затягивать до упора винты на шестиболтовом тремоло, в противном случае мы наглухо прикрутим его к корпусу, и никуда оно плавать не будет!

Система Vintage tremolo для электрогитары

Разработанное специально для Fender Stratocaster, Vintage tremolo на данный момент является наиболее распространены гитарным бриджем, в особенности в бюджетном сегменте.

Данное тремоло крепится на шести опорных винтах. Станина в которую продеваются струны проходит сквозь корпус, натяжение струн уравновешивается с помощью пружин крепящихся на скобу (прикрученную напрямую к корпусу) с обратной стороны деки.

Рычаг вкручивается внутрь станины по резьбе. Vintage tremolo предназначено для неглубокого, деликатного изменения строя и способно понижать его в пределах одного-двух тонов, а при активной работе неизбежно расстраивается.

  • Инструменты на которых применяется:

    Fender Stratocaster и различные его клоны

  • Достоинства:
    • Возможность индивидуальной регулировки высоты струн
    • Простота настройки инструмента, как с фиксированным бриджем, при условии, что тремоло лежит на корпусе
    • Доступность цены
  • Недостатки:
    • Посредственно держит строй
    • Зачастую при активном использовании и прошествии определенного времени появляется люфт рычага
  • Наиболее интересная модель на рынке:

    Gotoh 101T — классическое 6-ти болтовое тремоло изготовленное из высококачественных материалов в Японии, имеет крайне доступную цену около 2,5-3 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.

Система Bigsby для электрогитары

Bigsby — одно из первых в мире тремоло, является прародителем всех ныне существующих тремоло систем. Было разработано механиком проектировщиком мотоциклов Полом Бигсби, для кантри музыканта Мерлона Тревиса, недовольного качеством вибрато на своем инструменте.

Тремоло применяется в основном на полуакустических гитарах, в следствии того, что верхняя часть деки на подобных инструментах довольна хрупкая и использование машинки напрямую прикрученной к ней болтами, может привести к повреждению древесины, которая напрямую влияет на звук (об этом в статье о типах древесины для гитар).

В Bigsby же, машинка как бы висит, а струны соприкасаются лишь с нижним порожком, что сводит нагрузки на корпус гитары практически к нулю. Тремоло необычайно управляемо, послушно реагирует на минимальные усилия на рычаг, как на повышение так и на понижение строя.

Так же с помощью Bigsby можно относительно легко (без фрезеровки) модифицировать практически любую электро гитару, существует множество моделей этого тремоло, разработанных под различные виды гитар, как полуакустические так и цельно корпусные.

  • Инструменты на которых применяется:

    В основном — это гитары фирмы Gretsch, однако зачастую можно увидеть и на инструментах фирм Gibson и Fender.

  • Достоинства:
    • Легкая отстройка бриджа
    • Хорошо держит строй
    • Стильный винтажный дизайн
    • Работает как на повышение так и на понижение строя
    • Простота настройки инструмента, как с фиксированным бриджем
  • Недостатки:
    • Высокая стоимость
    • Неглубокий ход рычага
    • Большой вес
  • Наиболее интересная модель на рынке:

    Bigsby B3 — подходит практически для всех типов гитар, при этом не требуется сверлить посадочные отверстия в корпусе. Стоит около 8 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.

Wilkinson как эволюция Vintage tremolo

Этот тип бриджа является прямой эволюцией Vintage tremolo. Благодаря тому, что струны зажимаются непосредственно на самом бридже, данное тремоло дает возможность намного активнее работать рычагом в сравнении с классическим 6-ти винтовым.

Если же гитара оборудован локовыми колками и роликовым порожком, растройка инструмента сводится к нулю. Не смотря на то что тремоло разработано на понижение строя при правильной настройки можно добиться и небольшого натяжения вверх.

Так же большим плюсом является безрезьбовое крепление рычага и как следствие полное отсутствие люфта.

  • Инструменты на которых применяется:

    В основном данное тремоло применяется, на современных прогрессивных инструментах таких как Reverend

  • Достоинства:
    • Отлично держит строй, в особенности с локовыми колками
    • Возможность индивидуальной регулировки высоты струн
    • Простота настройки инструмента, как с фиксированным бриджем, при условии, что тремоло лежит на корпусе
    • Отсутствие люфта рычага
  • Недостатки:
    • Высокая цена
    • Для значительного повышения строя требуется фрезеровка деки
  • Наиболее интересная модель на рынке:

    Wilkinson by Gotoh VS-100, имеет существенное преимущество в сравнении с другими клонами: опоры тремоло имеют потайной болт для фиксации в стакане, что позволяет устранить их люфт, производится в Японии, стоит около 7-8 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.

Kahler — современное небюджетное решение

Тремоло Kahler ближе всего к Floyde Rose, так же имеет топ-лок и микроподстройки, однако конструктивно существенно отличается. Для установки данного бриджа в корпусе гитары делается небольшой вырез, чтобы разместить блок с пружинами. Этот вырез значительно меньше необходимого для установки Floyd Rose, что позволяет избежать значительных ухудшений тона и сустейна.

Тремоло Kahler обычно имеют 4 точки контакта с корпусом и это обеспечивает качественную передачу вибрации струн корпусу гитары, по звуковым характеристикам наиболее близко подходя к тону Tune-O-Matic.

Функциональность Kahler так же на высоте, высота каждой струны регулируется индивидуально, натяжение пружин регулируется одним поворотом ключа и без необходимости лезть «под бридж», легко можно установить удобное расстояние между струнами, соответственно верхнему порожку, есть возможность регулировки «степени свободы» рычага.

В серии Hybrid можно легко превратить тремоло в фиксированный бридж. Нельзя не отметить плавный и податливый рычаг, глубокие «дайвы» и «пул-апы» могут быть легко выполнены мизинцем. Kahler практически не изменяет строй при изменении положения гитары и особенно при глушении струн ладонью.

  • Инструменты на которых применяется:

    В 80-е и 90-е — это в основном суперстраты от американских мелкосерийных (на тот момент) компаний, таких как Carvin и B.C.Rich, на данный момент в связи с конструктивными особенностями полюбились компаниям изготавливающим модерновые гитары с 7-10 струнами и мульти мензурой, к примеру Agile.

  • Достоинства:
    • Звук без потерь тона и сустейна, наиболее близок к Tune-O-Matic
    • Стабильность строя
    • Плавная работа рычага
  • Недостатки:
    • Требовательность к точности установки и настройки
    • Высокий износ струн
    • Очень высокая стоимость
  • Наиболее интересная модель на рынке:

    2350 FF, безусловно 10-тиструнный тремоло бридж для мультимензурных инструментов является самым интересным предложением от Kahler, однако цена в 699$ не способствует экспериментам.

    Jaguar/Jazzmaster и его тремоло

    Ещё один вариант нестареющей классики от Fender, были разработаны в эпоху Surf Rock, в следствии чего не приспособлена для сильных и глубоких движений рычагом, однако при умеренном использовании отлично выполняет свои функции, отличаясь сбалансированным и плавным ходом, а так же железным строем.

    Плюс ко всему благодаря функции запирания (фиксации) — trem-loc, можно легко превратить тремоло в фиксированный.

    • Инструменты на которых применяется:

      Fender Jaguar/Jazzmaster и их клоны

    • Достоинства:
      • Плавный ход рычага
      • Стильный внешний вид
      • Функции запирания — trem-loc
      • Легкая отстройка бриджа
    • Недостатки:
      • Часто появляется люфт рычага
      • При интенсивной игре струны выскакивают из седел.
    • Наиболее интересная модель на рынке:

      Hosco HK41 — бюджетный вариант офсетного тремоло, хорошего качества, по доступной цене — около 3 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.

    Floyd Rose — одна из самых популярных систем

    Floyd Rose тремоло бридж названный так в честь собственного изобретателя Флойда Роуза, разработавшего его в 1977 году для собственных нужд, однако после получения патента в 1979 году, начавшего серийный выпуск совместно с компанией Kramer. Популярность к данной тремоло системе пришла в начале 80-х, благодаря такому музыканту как Эдди Ван Хален.

    В систему, помимо плавающего бриджа зажимающего струны, так же входит топ-лок — механизм, зажимающий струны на грифе у верхнего порожка. Запирающая система снижает нагрузку на колки и помогает удерживать строй струн, тогда как плавающий бридж позволяет изменять натяжение струн, изменяя высоту звучащих нот как в низ так и вверх.

    В тоже время когда струны зажаты с помощью топ-лока, использование колков для настройки гитары невозможно в следствии чего гитара настраивается до того, как закручивается топ-лок, а после для точной и более тонкой настройки используются специальные винты «микроподстройки», имеющиеся на нижнем порожке.

    Не смотря на то что тремоло отлично держит строй у него есть и значительные минусы, к примеру заменить порванную струну бывает целым приключением, так как после обрыва плывет строй и для замены необходим целый набор ключей.

    Так же тремоло очень чувствительно как к окружающей температуре так и к перемещение гитары в пространстве, излишний нажим при глушении струн ладонью может вызвать проблемы со строем.

    • Инструменты на которых применяется:

      В основном — это суперстраты из 80-х и различные их производные, от таких компаний как Kramer, Jackson, Fernandes, B.C.Rich и т.п.

    • Достоинства:
      • Отлично держит строй
      • Работает как на повышение так и на понижение строя
      • Очень глубокий ход рычага и как следствие большой диапазон как в понижении так и в повышении строя
      • Отсутствие люфта в рычаге
    • Недостатки:
      • Сложная настройка
      • Нельзя менять строй «на лету»
      • Всегда необходимо иметь набор ключей
      • Крайняя чувствительность тремоло
      • Нельзя индивидуально настроить высоту струны
    • Наиболее интересная модель на рынке:

      Высококачественная копия тремоло Floyd Rose произведенная в Японии, ничуть не уступающая качеством оригиналу, благодаря тому что сустейн блок имеет длину 36 мм, подходит для большинства инсталляций.

      Так же существенный плюсы — это: опоры имеющие потайной болт для фиксации в стакане, что позволяет устранить их люфт (в отличии от опор OFR и Schaller), а также форма станины, а именно свободная фиксация одного из её краёв, делает это тремоло более простым в отстройке, в отличии от станин имеющих 2 симметричных ножа.

      Так и цена значительно ниже OFR 8-9 тысяч против 12-14 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.

      Schaller Tremolo LP — без повреждений дерева

      Данное тремоло разработано для установки на штатное место Tune-O-Matic без фрезеровки корпуса. Тремоло имеет достаточно глубокий, но плавный ход рычага и работает как на повышение, так и на понижение строя. Из-за того, что тремло по сути «висит в воздухе» настроить его довольно сложно и трудоемко, однако при грамотной настройке строй при активной работе рычагом держится хорошо.

      • Инструменты на которых применяется:

        Любые инструменты с Tune-O-Matic

      • Достоинства:
        • Устанавливается без фрезеровки
        • Мягкий и плавный ход рычага
      • Недостатки:
        • Трудная и кропотливая настройка
        • Ролики немного «съедают» сустейн
        • Высокая стоимость
      • Наиболее интересная модель на рынке:

        Она одна Schaller Tremolo LP, стоит порядка 10-11 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого года.

      Преимущества и недостатки тремоло

      Положительные стороны:

      1. Тремоло позволяет расширить границы возможностей инструмента и гитариста.
      2. Отработка новой методики разрабатывает руку, движения пальцев.
      3. Диапазон звуков значительно расширяется.
      4. Одновременно отрабатывается техника игры попеременной штриховки по струнам – один из наиболее важных навыков.
      5. Использование техники возможно в различных направлениях – блэкметал, детметал, трешметал (в сочетании с дисторшном звук получается по-настоящему мрачный, агрессивный).

      В качестве недостатка отмечают длительное время тренировок. В начале кисть будет быстро уставать, появится ощущение «забитости» мышц. Причина – отсутствие опыта, правильной опоры. Звук может получаться резким, прерывистым, дерганым. Не следует отчаиваться. Необходимо больше времени. Терпение – основной компонент обучения. Долго придется проигрывать упражнения в медленном темпе. Эффект отразится на звучании.

      Обучение методикам игры на гитаре не может быть легким. Учитывают разные моменты – положение тела, гитары, регулировку ремня. Усидчивость и практика – основы правильного развития техники.

      Источники: http://proguitaru.ru/igra-na-gitare/tremolo-chto-eto-takoe/, http://pereborom.ru/tremolo-na-gitare/, http://nagitaru.ru/tremolo/, http://gitarshkola.ru/tremolo-na-akustike/, http://inhalath.com/strat-tremolo/, http://gtars.ru/oborudovanie/aksessuary/osnovnye-vidy-tremolo-bridzhej-dlya-elektrogitary/
      Юлия Тарнавская
      / автор статьи
      Высшее музыкальное образование и опыт работы практикующим педагогом. В совершенстве владеет гитарой, пианино.
      Написано статей
      1
Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: