Соло на гитаре: как играть, упражнения

Цель большинства музыкантов состоит в том, чтобы создавать насыщенные и выразительные композиции, чьё звучание покоряло бы слушателей. И в этом деле нет почти ничто не поможет лучше гитарного соло. Сделать акцент, усилить звук, рассказать целую историю одной сольной партией – всё это под силу гитаристу, владеющему этой техникой. Она не простая и за свои достоинства требует усидчивости, упорства и огромного количества практики.

Что такое гитарное соло

Гитарное соло – это отрывок, часть или музыкальная композиция целиком, написанная для гитары. Зачастую гитарные соло содержат импровизацию. Они могут как сопровождаться другими инструментами ансамбля, так и нет.

Многие музыканты полагают, что соло – главная часть песни. Нельзя утверждать, что это так, но эта позиция не лишена смысла. За короткое время соло способно значительно усилить эмоциональную окраску композиции –сделать её более грустной и мелодичной или, наоборот, живой и динамичной.

Чаще всего сольная партия исполняется отдельно от основной темы на основе текущей композиции. Гитара, отойдя от базовых ритмов, переходит на исполнение индивидуальной партии, что чаще всего происходит после второго куплета, перед третьим.

Виды

Считается, что видов сольного исполнения так же много, как исполнителей, поскольку каждый музыкант наделяет своё соло неповторимым почерком и оттенком. И всё, обобщив, можно выделить несколько основных типов.

Пассаж

Пассаж – типичен для рока и исполнения в акустическом стиле. Не ограничен определенным нотным рисунком, музыкант получает полную свободу выражения чувств через инструмент и волен импровизировать.

Многие молодые гитаристы начинают более детально изучать вопрос о том, как играть соло на гитаре, именно после прослушивания пассажей. И причина тому то, что пассаж является наиболее ярким, характерным и самостоятельным видом соло. Такие партии, не основанные на каких-то элементах композиции, существуют как бы параллельно с основной мелодией и рассказывают какую-то свою историю, которую хочет донести музыкант.

Именно пассажи завоёвывают наибольшую популярность, их заучивают отдельно, и композиции с пассажами получают больше любви слушателей, становятся визитными карточками альбомов и исполнителей. Особенно часто пассажи встречаются в творчестве классического американского рока и металла, у таких групп, как The Who, Pink Floyd, Metallica и многих других.

Пассажи – это настоящее искусство, поэтому их справедливо считают вершиной мастерства. Их создатели имеют за плечами не только огромный багаж опыта и практики, но и умение тонко чувствовать и понимать музыку во всех нюансах и особенностях.

Атональный

Атональный – характерен для треш-стилей (Grindcore, блэк-метал). Его предназначение в усилении агрессии, свирепости, в том, чтобы «резать» слух.

Атональные соло на первый взгляд могут показаться абсолютно пустыми и раздражающими, но правда заключается в том, что они специально созданы таким образом. Это довольно занимательный тип партий, основывающийся на общей тональности композиции. Соло специально подстроено таким образом, чтобы слушателю казалось, что оно двигаются в разнобой относительно основной мелодии.

Такой своего рода психологический удар активно применяется в тяжелых музыкальных жанрах и особенно приветствуется в Death Metal и Grindcore. Такие соло с музыкальной точки зрения полны интересных и удачных моментов, смелых экспериментов, оценить которые, впрочем, способны лишь в первую очередь ценители подобной музыки.

Мелодичный

Мелодичный – партия строится на основании песни, при этом несколько изменяется стиль звучания. Встречается в некоторых композициях «Кино».

Мелодические соло является самыми популярными и распространенными. Их основа – это музыкальный рисунок конкретной композиции. И соло, как правильно подчеркивают её, раскрывая какие-то новые грани и оттенки. Главное достоинство мелодических соло состоит в том, что они максимально гармонично вплетаются в структуру песни.

Что представляет собой сольная партия

Музыкальная теория не даёт чёткого описания структуры гитарного соло. Этого попросту и быть не может. Исполнение соло предполагает выражение чувств и эмоций через инструмент, оно должно литься из самой души, а не строиться по формальным законам.

Правил исполнения гитарного соло не существует. Это полная свобода творчества, позволяющая музыканту исполнять то, что он хочет и как хочет.

Как научиться технике игры соло на гитаре

Исполнять сольные партии возможно практически на любом инструменте – бас-гитара, акустика, электрогитара. Большую мелодичность обеспечивает акустический инструмент, большую мощь и агрессию – электрогитара.

Главное – четко знать, что и как передать слушателю, уметь чувствовать мелодию, ритм, передавать эмоции через музыку.

И, конечно, владеть техникой исполнения. Здесь можно смотреть урок для начинающих, в котором помогут с этим.

Подготовка

Чтобы научить исполнять соло самостоятельно, следует начать с подготовки. В частности – с теории. Пускай как таковых правил именно для соло партий не существует, основы музыкальной теории никто не отменял. Сюда относятся:

  • гаммы;
  • пентатоники;
  • знание нот.

Это изрядно упрощает импровизацию и, как следствие, создание пассажей.

В целом научиться гитарному соло можно и путём обычной практики. Научиться придумывать сольные пассажи, играя слух – можно. Для этого просто понадобиться выучить множество музыкальных фраз. Однако это более долгий и трудоёмкий путь, который с большой долей вероятности может привести к тупику. Преодолеть этот тупик поможет только теория.

Вторая важная вещь при подготовке – техника. Основные её моменты заключаются в следующем:

  • техника работы право руки;
  • левой руки;
  • положение тела по время игры.

Это базовые принципы игры на гитаре, которые необходимо освоить перед тем, как приступать к освоению искусства сольных партий. Отработка движений строится на систематическом повторении, поэтому от начинающего требуется недюжинное усердие. Неплохо поможет разобраться в технике разбор различных известных песен.

Главное – постановка рук. Если в самом начале не освоить её, то виртуозной игре можно позабыть.

Играют при помощи пальцев или медиатора. С последним звучание становится более звонким, но требуется определённая сноровка. Отдельное время придётся потратить на то, чтобы правильно орудовать медиатором, потом рекомендуют начинать обучение с работы пальцами.

Очень желательно уделять одинаковое количество времени практике и теории, поскольку их важность равнозначна. Такое баланс расширит будущие возможности гитариста и ускорит процесс развития.

Изучение боксов, гамм, аккордов

Гамма – это сочетание семи нот, дающее тональность или необходимый лад. Разделяются на боксы, аккорды, музыкальные интервалы. Впоследствии из последовательности нот получается мелодия.

Начинающему соло-гитаристу в первую очередь рекомендуется осваивать боксы и гаммы. Подробные схемы и таблицы можно найти в интернете.

Внимание! Важно первоначально ознакомиться с теоретической частью. Без банального представления о том, что такое ноты, обойтись нельзя.

Табулатуры – нотная грамота гитаристов. Жизненно необходимо научиться читать табы. Большая часть уроков, композиций, примеров записаны посредством табулатурных обозначений.

После освоения боксов следует практика на аккордах. Рекомендуется практиковаться на закольцованных соло-композициях. Это небольшие аудиодорожки с последовательно записанными аккордами разной тональности. Если включить их, получится аккомпанемент, под который можно начать исполнять соло.

Отработка навыков

Обучение игре соло на просто уровне не требует немного:

  • четыре пальца (кроме большого) фиксируют лады на одной струне;
  • пальцы неспешно переставляются с лада на лад по первой струне;
  • после освоения быстрого темпа на первой струне переходят ко второй и так далее.

Играть соло на любой гитаре начинают с вышеупомянутого упражнения, затем переходят к обратному порядку. Так тренируется точность, чёткость и «чистота». При игре наи электрогитаре особенно важно играть чисто, в противном случае звучание оставит желать лучшего. Отработка требует большого количества времени, и без полной уверенности в базовых вещах нельзя переходить к усложнениям.

Самое главное ­– это положение рук

Правая рука – основная. Левой необходимо научиться бегло перемещаться пальцами по грифу. От скорости и четкости движений зависит темп игры, общее звучание, сложность проигрываемых мелодий. Рекомендуется также разминаться на простых упражнениях перед чем-то сложным и уделять этому хотя бы двадцать минут, а лучше ­– час.

Профессиональные соло-гитаристы рекомендуют заучивать как можно больше различных соло-композиций, техник и стилей. Это даст большой толчок в развитии начинающего.

Простые песни, с которых можно начать

Новичкам подойдут простые по мелодичности песни. Подобрать подходящую по интересу будет просто. Например:

  • Сектор Газа «Сказочная тайга»;
  • популярная композиция от группы Сплин «Орбит без сахара»;
  • всеми любимая «Там за туманами» (Любэ);
  • Вячеслав Бутусов «Девушка по городу»;
  • «Спокойная ночь» (группа Кино).

Популярные песни, чьё звучание на слуху. Играть их совсем несложно.

Обучение исполнению гитарного соло – процесс немногим сложнее изучения начальных шагов при игре на гитаре. Мастерство в этом деле достигается с помощью постоянной практики, упорства, терпения и желания добиться успеха.

Ссылка на основную публикацию
юридическая консультация по разделу имущества при разводе

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: